Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический образовательный проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Алышева Анастасия Николаевна   
04.12.2022 19:06

Педагогический образовательный проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»Педагогический образовательный проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76 комбинированного вида»

Подготовил воспитатель: Алышева А. Н. Саранск, 2022г

«Учите ребёнка каким — нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие». Речевое развитие — это владение речью, как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Скачать конспект

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Чтобы помочь детям в развитии памяти и восприятия, можно воспользоваться приёмами мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в образовательной деятельности, так и самостоятельной деятельности детей.

Мнемотехника – это совокупность приёмов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Мнемотехнические приёмы работают путём перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по разному: В. К. Воробьёва — сенсорно графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно – схематическими моделями, В. П. Глухова – блоками – квадратами, Л.Н. Ефименко схемой составления рассказа.

Мною был разработан проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

Тема проекта: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта:

Старшие дети должны излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения. Проблема односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Новизна проекта:

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приём мнемотехники облегчает запоминание у детей, и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники при работе с детьми в ДОУ помогает не только развивать связную речь, но ещё способствует формированию самостоятельной разносторонне развитой и любознательной личности. Эффективность формирование связной речи у старших дошкольников существенно повышается, если педагог будет планировать и применять в своей работе мнемотехнику и работу с мнемотаблицами.

Целью: создать условия для развития связной речи и мышления детей дошкольного возраста посредством мнемотехнике.

Задачи, которые я ставила перед собой:

  • Развивать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений
  • Развивать связную, монологическую речь
  • Обогащать словарь, грамматический строй речи
  • Развивать речевую активность дошкольников

- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Участники проекта.

Дети, родители (законные представители), педагоги МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида».

Тип проекта: информационно-творческий, по времени – долгосрочный, с 01. 09. 2021г. по 31. 05. 2022г.

Работа по реализации педагогического проекта осуществлялась в течение одного года.

Место проведения:

МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида».

Ожидаемые результаты:

  • Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении рассказов, заучивании стихотворений
  • Пополнение и активизация словарного запаса детей
  • Развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи
  • Умение договариваться и работать слажено

- Умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определённой тематике.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы, картинки, художественная литература, мнемотаблицы.

Работа над проектом включает ряд этапов:

  1. этап – подготовительный с 01. 09. 2021г. – 30. 09. 2021г.
  2. этап – основной с 01. 10. 2021г. по 22. 04. 2022г.
  3. этап – заключительный с 25. 04. 2022 – 31. 05. 2022г.

Первый этап – подготовительный.

  • На первом этапе работы, мною было изучено научно-педагогическая литература по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
  • Изучен опыт работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем)

- Подобраны и созданы дидактические пособия (мнемодорожек, мнемотаблиц, схем), наглядно речевой материал: сюжетные картины, предметные картинки.

Второй этап – основной.

На данном этапе были проведены следующие мероприятия:

  • Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; «организующие моменты», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»)
  • Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники
  • Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме
  • Консультации для педагогов и родителей по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников

- Открытые показы занятий для педагогов ДОУ.

Работа с воспитанниками:

- Использовать в работе мнемотаблицы начала с детьми. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

- Разработка мнемотаблицы для составления описательных рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посуде. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

  • Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек

- Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам.

Третий этап — заключительный. На данном этапе планируется провести следующие мероприятия:

- Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различного уровня (отчёт презентация на педагогическом часе в ДОУ по данному вопросу).

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на сайте образовательного учреждения, на моих личных мини-сайтах: nsportal, МААМ. ru.

Анализ результативности образовательного проекта:

Использование приёмов мнемотехники с детьми дошкольного возраста способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, памяти, связной речи воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год