Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический образовательный проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Алышева Анастасия Николаевна   
04.12.2022 19:06

Педагогический образовательный проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»Педагогический образовательный проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76 комбинированного вида»

Подготовил воспитатель: Алышева А. Н. Саранск, 2022г

«Учите ребёнка каким — нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие». Речевое развитие — это владение речью, как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Скачать конспект

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Чтобы помочь детям в развитии памяти и восприятия, можно воспользоваться приёмами мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в образовательной деятельности, так и самостоятельной деятельности детей.

Мнемотехника – это совокупность приёмов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Мнемотехнические приёмы работают путём перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по разному: В. К. Воробьёва — сенсорно графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно – схематическими моделями, В. П. Глухова – блоками – квадратами, Л.Н. Ефименко схемой составления рассказа.

Мною был разработан проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

Тема проекта: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта:

Старшие дети должны излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения. Проблема односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Новизна проекта:

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приём мнемотехники облегчает запоминание у детей, и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники при работе с детьми в ДОУ помогает не только развивать связную речь, но ещё способствует формированию самостоятельной разносторонне развитой и любознательной личности. Эффективность формирование связной речи у старших дошкольников существенно повышается, если педагог будет планировать и применять в своей работе мнемотехнику и работу с мнемотаблицами.

Целью: создать условия для развития связной речи и мышления детей дошкольного возраста посредством мнемотехнике.

Задачи, которые я ставила перед собой:

  • Развивать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений
  • Развивать связную, монологическую речь
  • Обогащать словарь, грамматический строй речи
  • Развивать речевую активность дошкольников

- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Участники проекта.

Дети, родители (законные представители), педагоги МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида».

Тип проекта: информационно-творческий, по времени – долгосрочный, с 01. 09. 2021г. по 31. 05. 2022г.

Работа по реализации педагогического проекта осуществлялась в течение одного года.

Место проведения:

МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида».

Ожидаемые результаты:

  • Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении рассказов, заучивании стихотворений
  • Пополнение и активизация словарного запаса детей
  • Развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи
  • Умение договариваться и работать слажено

- Умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определённой тематике.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы, картинки, художественная литература, мнемотаблицы.

Работа над проектом включает ряд этапов:

  1. этап – подготовительный с 01. 09. 2021г. – 30. 09. 2021г.
  2. этап – основной с 01. 10. 2021г. по 22. 04. 2022г.
  3. этап – заключительный с 25. 04. 2022 – 31. 05. 2022г.

Первый этап – подготовительный.

  • На первом этапе работы, мною было изучено научно-педагогическая литература по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
  • Изучен опыт работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем)

- Подобраны и созданы дидактические пособия (мнемодорожек, мнемотаблиц, схем), наглядно речевой материал: сюжетные картины, предметные картинки.

Второй этап – основной.

На данном этапе были проведены следующие мероприятия:

  • Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; «организующие моменты», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»)
  • Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники
  • Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме
  • Консультации для педагогов и родителей по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников

- Открытые показы занятий для педагогов ДОУ.

Работа с воспитанниками:

- Использовать в работе мнемотаблицы начала с детьми. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

- Разработка мнемотаблицы для составления описательных рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посуде. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

  • Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек

- Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам.

Третий этап — заключительный. На данном этапе планируется провести следующие мероприятия:

- Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различного уровня (отчёт презентация на педагогическом часе в ДОУ по данному вопросу).

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на сайте образовательного учреждения, на моих личных мини-сайтах: nsportal, МААМ. ru.

Анализ результативности образовательного проекта:

Использование приёмов мнемотехники с детьми дошкольного возраста способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, памяти, связной речи воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год