Педагогический образовательный проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Алышева Анастасия Николаевна | |||
04.12.2022 19:06 | |||
Педагогический образовательный проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76 комбинированного вида» Подготовил воспитатель: Алышева А. Н. Саранск, 2022г «Учите ребёнка каким — нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский. Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие». Речевое развитие — это владение речью, как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания. Чтобы помочь детям в развитии памяти и восприятия, можно воспользоваться приёмами мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в образовательной деятельности, так и самостоятельной деятельности детей. Мнемотехника – это совокупность приёмов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Мнемотехнические приёмы работают путём перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по разному: В. К. Воробьёва — сенсорно графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно – схематическими моделями, В. П. Глухова – блоками – квадратами, Л.Н. Ефименко схемой составления рассказа. Мною был разработан проект на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста». Тема проекта: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста». Актуальность проекта: Старшие дети должны излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения. Проблема односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять эффективные методы и приёмы мнемотехники. Новизна проекта: При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приём мнемотехники облегчает запоминание у детей, и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники при работе с детьми в ДОУ помогает не только развивать связную речь, но ещё способствует формированию самостоятельной разносторонне развитой и любознательной личности. Эффективность формирование связной речи у старших дошкольников существенно повышается, если педагог будет планировать и применять в своей работе мнемотехнику и работу с мнемотаблицами. Целью: создать условия для развития связной речи и мышления детей дошкольного возраста посредством мнемотехнике. Задачи, которые я ставила перед собой:
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Участники проекта. Дети, родители (законные представители), педагоги МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида». Тип проекта: информационно-творческий, по времени – долгосрочный, с 01. 09. 2021г. по 31. 05. 2022г. Работа по реализации педагогического проекта осуществлялась в течение одного года. Место проведения: МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида». Ожидаемые результаты:
- Умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определённой тематике. Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы, картинки, художественная литература, мнемотаблицы. Работа над проектом включает ряд этапов:
Первый этап – подготовительный.
- Подобраны и созданы дидактические пособия (мнемодорожек, мнемотаблиц, схем), наглядно речевой материал: сюжетные картины, предметные картинки. Второй этап – основной. На данном этапе были проведены следующие мероприятия:
- Открытые показы занятий для педагогов ДОУ. Работа с воспитанниками: - Использовать в работе мнемотаблицы начала с детьми. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». - Разработка мнемотаблицы для составления описательных рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посуде. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам. Третий этап — заключительный. На данном этапе планируется провести следующие мероприятия: - Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различного уровня (отчёт презентация на педагогическом часе в ДОУ по данному вопросу). Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на сайте образовательного учреждения, на моих личных мини-сайтах: nsportal, МААМ. ru. Анализ результативности образовательного проекта: Использование приёмов мнемотехники с детьми дошкольного возраста способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, памяти, связной речи воспитанников.
|