Опыт работы по теме: «Речевое развитие ребенка среднего дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Аксенова Ирина Владимировна | |||
23.11.2022 21:54 | |||
Опыт работы по теме: «Речевое развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Разработчики: Воспитатель Аксенова Ирина Владимировна МБДОУ детский сад № 20 «Земляничка» г. Кстово, Нижегородской области На сегодняшний день вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Это связанно с тем, что дети и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Речевое развитие — главный показатель умственного развития ребенка. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, различные виды искусств (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Прекрасная речь, когда она как ручеёк Бежит среди камней чиста, неторопливы. И ты готов внимать её поток И восклицать: О! Как же ты красива! Е.Щукина (доктор наук) Актуальность данной темы: это развитие детей дошкольного возраста через предметно-развивающую среду, продуктивную деятельность с использованием разных технологий по развитию мелкой моторики, она является наиболее благоприятной для развития и коррекции речевых навыков детей, их способностей.
Проблема развития речи у детей в средней группе, всегда остаётся глобальной проблемой в методике преподавания, всегда хочется, что бы дети имели «чувство слова», любили говорить, «играли словами», понимали, то, о чем они говорят. А сейчас все чаще встречаются дети со скудным словарным запасом и огромными логопедическими проблемами. Поэтому приоритетом для меня стало дать детям как можно больше знаний и совместно с ними развиваться. Итак, для чего же ребенку, в средней группе нужна речь? Задавая себе этот вопрос, я прежде всего хочу сказать, конечно для познания себя и мира, который его окружает. Речь ребенка, на мой взгляд, должна развиваться под присмотром взрослого, а лучше под присмотром грамотного педагога. Моя задача как педагога «разговорить» ребенка, довести до комфортного состояния в группе, вместе с ним переживать его поражения, и радоваться его победам. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Общаясь с детьми, всегда придерживаюсь девиза: «Не рядом и не над, а вместе!». В свое практике придерживаюсь позиции:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Относиться к детям уважительно, доброжелательно, каждый ребенок — это личность. Работая над этой проблемой, я поставила перед собой цель: создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно-ролевые игры. «В пустых стенах ребёнок не заговорит»... — заметила в своё время Е.И. Тихеева. Поэтому в группе были созданы: «Центр речетворчества и книги», «Центр сюжетно-ролевых игр», «Центр театральной деятельности». Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений (картотека артикуляционной гимнастики), комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы (альбом «Расскажи о времени года», мнемотаблицы для заучивания стихов и рассказов), игры для обогащения словарного запаса (кубики «Расскажи сказку»), формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно-ролевые игры. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения. Среди наглядных методов используем наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним. Применяем традиционный словесный метод: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности. Актуальным является использование практических методов и приемов: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка. В течение дня использую игровые ситуации, организовываю игры- драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения. Так же в работе с детьми я использую речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и формируем навык отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям правильно отвечать на них. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам ив то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной. После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре- драматизации. Стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний. Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых организовываем разговоры с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей. В процессе речевого общения с детьми использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:
- выполняют социальную, воспитывающую функцию. Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно помогало в организации игр в домашних условиях. Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей 4-5 лет», семинар-практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития. Приобретен дидактический материал: театр на магнитах «Колобок», «Теремок», теневой театр; изготовили своими руками пальчиковый театр, обновили одежду для кукол-бибабо. Таким образом, в процессе работы над данной проблемой происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. У детей значительно обогащается словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная. Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку — это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве. А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.
|