Проект на тему: «Мы играем, речь развиваем» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Андреева Н.А. Цветкова О.Н. | |||
16.11.2022 21:22 | |||
Проект на тему: «Мы играем, речь развиваем» (краткосрочный). Воспитатели:
Вторая младшая группа «Ручеек». 2022 год Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных. Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам. Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам. Задачи:
Формировать:
Актуальность проблемы: Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно. Сроки выполнения: Краткосрочный (февраль). Проект включает три этапа: Подготовительный этап:
для обучения детей развитию речи во время игры; 3) составление плана для реализации проекта; Основной этап Работа с детьми по плану реализации проекта. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЗВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ 1-Я НЕДЕЛЯ ДИ «Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке. СР И. «Полечим собачке лапку» Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова. ПИ «Гуси – гуси» Цель: Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий. Театрализация. Инсценировка сказки «Теремок». Пал. игры «Утром пальчики проснулись», «Большая стирка». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ 2-Я НЕДЕЛЯ ДИ «Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в различении и названии фруктов, их формы, цвета, выполнении задания воспитателя. СР ИГРА «Напоим чаем куклу Катю» Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь. ПИ " Зайка беленький». Цель: Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений. Инсценировка сказки «Колобок» Пальч. игры «Шарик», «Мои игрушки». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ 3-Я НЕДЕЛЯ ДИ «Цветочная поляна» Цель: Учить воспринимать и различать цвета; действовать с предметами в определенной последовательности; развивать умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки. * СР игра * «Гости на пороге» Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет. ПИ «У медведя во бору» Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм. Кукольный театр "Колобок" Пальч. игры «Петушок», «Повстречались». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ 4-Я НЕДЕЛЯ ДИ «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь. СР игра «Чудесная прическа». Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному. ПИ «Кот и мыши» Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм. Кукольный театр "Курочка ряба" Пальч. игры «Жаворонок», «К нам весна пришла». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Работа с родителями: Консультации для родителей:
Дидактические игры: «Собери картинку», «Сложи фрукты в корзинку». Дидактические игры: «Цветные фигуры», «Домашние животные». Сюжетно-ролевые игры: «Полечим собачке лапу», «Напоим чаем куклу Катю». Сюжетно-ролевые игры: «Чудесная прическа», «Гости на пороге». Подвижные игры: «У медведя во бору». Подвижные игры: «Кот и мыши». Подвижные игры: «Зайка беленький», «Гуси-гуси». Театрализация, сказка "Репка". Магнитный театр «Теремок». Театрализация сказки «курочка ряба». Театрализация сказки «Колобок». Пальчиковые игры: "Утром пальчики проснулись», «Большая стирка». Пальч. игры «Шарик», «Мои игрушки». Пальч. игры «Петушок», «Повстречались». Пальч. игры «Жаворонок», «К нам весна пришла». Выводы: В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:
-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды. - Создаем условия для проведения дидактических игр. - В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи. -Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.
инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы. - В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг. - В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Список литературы: Программы:
Приложение Приложение: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «Ловкие пальчики — правильная речь». «Ловкие пальчики — правильная речь» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Развитие мелкой моторики, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребенка. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, тем самым активизируя речь ребенка. Таким образом, тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Уникальным средством развития речи являются пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируя моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулируют развитие мышления, внимания, воображения, воспитывают эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной. Также они дают пальчикам полноценный отдых, и кроме того, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стихи помогают детям снять моральное напряжение. Таким образом, использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям: • улучшить звукопроизношение и обогатить лексику; • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят старшего дошкольного возраста; • развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; • ориентироваться в пространстве; • если ребенок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей. Кроме пальчиковых игр полезен массаж и самомассаж пальцев рук. Самомассаж пальцев рук – стимуляция активных точек при помощи различных приспособлений: грецкие орехи, колючие шарики, валики, массажные мячи, су джоки, сухой бассейн. Упражнения с использованием эспандера способствуют развитию силы кисти и пальцев рук. Удачи Вам и вашим детям! Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада». Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками; во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает; загадать загадку и найти отгадку; поискать приметы времени года; познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами; прочитать стихотворение, вспомнить песенку; поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию» и т. д. Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. К. Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении диалогической речи, во – первых, из–за своей формы, во – вторых, из – за своего содержания. Пословица легче ложится в память. Потешка — жанр устного народного творчества. Она исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Она, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест (в отличие от считалки, где жест важнее слова). Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» — положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды. А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» Но потешка не только учит движениям, она и воспитывает, учит малышей понимать «что такое хорошо» и «что такое плохо». Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что она — это веселая народная школа для самых маленьких. Прибаутка — шутливое народное приговорочное выражение, острое или забавное слово, забавное сочетание слов, полное безобидного юмора. Прибаутка может существовать и как короткий рассказ в виде расширенной поговорки, может вплетаться в качестве самостоятельного произведения в устный рассказ, сказку, диалогическую речь. Народная поговорка – это распространенные образные выражения образные выражения, метко определяющие какое – либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла. Также к видам художественной литературы относится Загадка – это высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах и предметах. Множество загадок иронически и шутливы: «Стоит Федосья, растрепаны волосья». Стихотворение — развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки и песенки. Это также существенный показатель развития их мышления, памяти и, конечно же, речи, причем речи диалогической, эмоциональной. К сожалению, в последнее время из нашей речи уходят эти прекрасные образцы народного творчества, известные еще нашим бабушкам и прабабушкам. Рассказы — для детей на сегодняшний день являются, пожалуй, самым распространенным видом художественной литературы. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, дети проще воспринимают именно короткие произведения, ведь во время слушания или прочтения рассказов для детей, малыши младшего возраста не успевают устать. Во-вторых, рассказы для детей можно писать о чем угодно, особо не придумывая огромный мир и сложные сюжеты. Темы рассказов могут быть весьма разнообразными, повествующими о разнообразных аспектах мира. Сказки — это волшебный мир, благодаря которому ребёнок учиться открывать своё сердце. Это один из самых приятных и интересных способов развить ребёнка. Сказка развивает фантазию ребенка, прививает добро, любовь, смелость, романтизм, готовность принимать любые изменения пространства вокруг, раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку, — сказки о животных, а также волшебные и бытовые сказки. Этот сказочный мир будит, побуждает и развивает речь. «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело! Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз.
Как сделать чтение книг ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе? - Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?». -Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери. -Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку. -Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях. - Загадайте загадки по сказкам. -В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту. Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории. А можно придумать с ребёнком свою сказку. Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Удачи Вам и вашим детям!
|