«Как научить ребенка говорить правильно» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Плотникова Антонина Анатольевна | |||
08.11.2022 10:08 | |||
«Как научить ребенка говорить правильно» Цель: Создание мотивации у родителей к совместным занятиям с детьми по исправлению и развитию речи. Задачи: Познакомить родителей с основными компонентами речи; Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи в домашних условиях. Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития. 1. Важнейшим компонентом речи является словарь. В детском саду расширение словаря будет проходить по лексическим темам. - Занимайтесь всегда перед зеркалом. Ребенок должен видеть вашу артикуляцию и повторять слова, глядя в зеркало. Дети учатся путем подражания. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию.
- Не говорите быстро, когда разговариваете с ребенком. Учить стихи надо тоже медленно, выговаривая каждое слово. Тогда и ваш ребенок будет говорить медленно и внятно. - В обычном общении поощряйте ребенка всегда смотреть на Вас, когда вы говорите. Ребенок не должен при этом прыгать или играть. Тем более не говорите ребенку в спину. Это не способствует развитию речи и тем более воспитанию хорошего поведения вашего ребенка. - Проговаривайте вслух все, что вы делаете. И опять ваша речь должна быть медленной, внятной. Сначала вы говорите ребенку — мы наденем колготки, кофту, шапку, а потом уже ребенок говорит вам, что он одевает. Когда вы делаете что – то по хозяйству, пусть и ребенок видит и слышит от вас, что вы достаете тарелку, ложку и будете наливать ему суп. А потом спросите, что ребенок ест, с помощью чего и т.д. - Читайте ребенку книги. Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день и лучше больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Не раздражайтесь, если ребенок просит прочитать ему одно и тоже. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни и те же слова они быстрее войдут в его словарный запас. После прочтения беседуйте с ребенком по содержанию. Старшим детям полезно самим пересказать услышанное. 2. Следующий важный компонент речи – звукопроизношение. Чтобы губы язык стали более подвижными, чувствительными надо выполнять артикуляционную гимнастику. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема съесть яблоко или морковь, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных, что в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. 3. Следующий компонент речи – грамматический строй. В норме к 5 годам ребенок должен овладеть следующими грамматическими конструкциями.
- правильно согласовывать существительные с числительными в И.п. Но дети еще не умеют согласовывать прилагательные и числительные с существительными в косвенных падежах. Чтобы проверить это у своего ребенка поиграйте в игру: «Чего не стало? (Например: не стало двух кукол, трех машинок – ребенок видит игрушки и сам проговаривает фразу.). Вы узнаете, может ли ваш ребенок согласовывать прилагательные с существительными в Р.п. Эту и другие речевые игры можно использовать для развития речи ребенка. 4. Следующий важный компонент – связная речь. Это венец речи ребенка, показатель развития мышления, достижение норм возрастного развития. Для развития связной речи используют рассказы по серии картинок. Пересказы с опорой на картинки. Рассказы описания. Уважаемые родители! Появление развитой, четкой речи у ребенка с проблемами в развитии требует усилий от родителей. Ограничивайте просмотр телевизора! Замените его разговорами, интересными играми. Именно это будет стимулировать речь Вашего ребенка. С детьми надо говорить как можно чаще и на разные темы. Помните – только совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты!
|