Мастер-класс по созданию дыхательного тренажера «Змейка». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Макаревич Мария Васильевна | |||
08.11.2022 17:18 | |||
Мастер-класс по созданию дыхательного тренажера «Змейка». Предисловие. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Подготовка к овладению языком начинается уже с 2—6 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления. Следующая ступень в подготовке к овладению языком – период лепета длится до 10 месяца. В 10-12 месяцев появляются первые осмысленные слова, а в с 1 года до 3 появляются первые предложения. Ребёнок 4-5 лет уже способен поддержать беседу. Развитие речи имеет своё начало с развития крупной моторики, затем с развития мелкой моторики. Потом последует развитие артикуляционной моторики, а за ней последует обучение чтению и письму. Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка. Звуки раннего онтогенеза (2-й/3- й год жизни): о у и э я е ю ё й п б м т* д* н* с* м* в г к к* ф х. Звуки среднего онтогенеза (4-й/5-й год жизни): ы н б* в* г* д п* т ф* х* с з з* л*. Звуки позднего онтогенеза (6-й год жизни): л ц ш ж ч щ р р*. (*- обозначает мягкость звука) Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем. Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3—5 минут. Для тренировки и развития артикуляционной моторики проводятся специальные упражнения. Также для развития речи проводится дыхательная гимнастика. Занятия артикуляционной гимнастикой станут особенно интересными, если их разнообразить стихотворными текстами, загадками, сказками, картинками. Включить своё воображение и фантазию, и тогда занятия превратятся в увлекательную и волшебную игру для ребёнка. Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи. Представляю вам способ создания дыхательного тренажера. Тренажёр лёгок в изготовлении, а главное процесс очень интересен детям. Для изготовления Вам понадобится: Лист двусторонней цветной бумаги А4 или А5 (в зависимости от желаемого размера, длины змейки) Полоску красной бумаги Тарелка или блюдце Коктейльная трубочка Ножницы, клей карандаш, простой карандаш, фломастеры или цветные карандаши для декорирования. 1. Берём лист цветной бумаги, размещаем на нем блюдце и обводим его простым карандашом. Ножницами вырезаем круг 2. На вырезанном круге рисуем спираль «улитку» Далее вырезаем нашу змейку. 3. Делаем основную деталь нашего тренажера — голову. Из оставшейся бумаги берём прямоугольный отрезок, складываем пополам, рисуем и вырезаем голову. 4. На одну половину головы змейки наносим клей и приклеиваем язычек Затем наносим клей на верхнюю часть язычка, где он приклеен к голове, и размещаем там трубочку Далее на вторую половинку головы змейки наносим клей и склеиваемся две половинки, фиксируя трубочку. И используя ножницы закручиваем язычек. 5. Финальный этап это приклеиваем голову змейки к туловищу Дети могу сделать декорацию по своему усмотрению.
|