Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Совместная работа с родителями по развитию речи у дошкольников».
Развитие речи у детей
Автор: Солонина Юлия Ивановна   
07.10.2022 20:44

«Совместная работа с родителями по развитию речи у дошкольников».«Совместная работа с родителями по развитию речи у дошкольников».

Цитируя цитату: «Театр начинается с вешалки», мне хочется сказать, что наш детский сад начинается с ярко-красочного оформления, где невольно каждый дошкольник любознательно, с восторгом задаёт родителям вопрос: «Как же здесь красиво! Мне очень нравится!». Уже этими эмоциональными словами в ребёнке формируется речь. А потом начинается общение в детском коллективе, разговоры с воспитателями и так на протяжении всего дня. Почему я об этом пишу? Да потому что многие родители боятся отдавать своего ребёнка в ДОУ, мотивируя тем, что в домашней обстановке ему будет и комфортнее и речь будет быстрее развиваться. Это спорный вопрос. Зачастую, родители заняты бытовыми вопросами, порой и словечком не могут с детьми обмолвиться, а в ДОУ у ребёнка насыщенная, эмоционально-непринуждённая атмосфера, которая способствует не только сближению контактов, но и развивает связную речь, диалог.

 

Дети нашего детского сада учатся чётко и ясно выражать свои мысли, образно говорить, выразительно читать стихи, рассказывать и пересказывать сказки, потому что в ДОУ созданы все условия для речевого развития детей, способствуют успешному формированию личности ребёнка.

Безусловно, без разнообразных форм работы и сотрудничества с родителями, всё это не дало определённый результат. Они стали проявлять большую активность к совместным с образовательным учреждением мероприятиям, повысился интерес к проблеме развития речи. Опыт показывает взаимодействие детского сада и семьи—необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

Дети быстрее усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Вот почему педагогическая деятельность нацелена на совместную работу с родителями в развитии правильного произношения речи ребёнка именно в семье, где есть постоянное окружение близких.

Удачно зарекомендовали себя такие формы взаимодействия с семьёй по развитию речи, как дни открытых дверей, «круглые столы», устные журналы, пополнение информационных уголков, брошюрки и памятки о дыхательных упражнениях, о правильном произношении звуков, о постановки звука.

Стоящая перед ДОУ задача—оказание помощи родителям в воспитании детей предусматривает повышения уровня педагогической культуры отцов и матерей. С этой целью в детском саду организуются книжные выставки. Вниманию родителей предлагаются новые книги по развитию речи детей, а также детские книжки для чтения с ребёнком. В нашем детском саду ежедневно функционирует детская библиотека, где каждый ребёнок по желанию может посетить библиотеку, посмотреть любую понравившуюся книгу, а также энциклопедии.

Мой многолетний опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными помощниками воспитателю в такой теме, как развитие речи у детей. И моя прямая задача—объяснить, рассказать, научить, то есть поделиться своим педагогическим опытом в этой теме, с родителями. Поэтому

в своей работе я практикую и такую форму работы с семьёй, как совместное сочинение рассказов и сказок дома и последующее чтение их в группе. Родители вместе с детьми оформляют книжку-малышку, автором, которой является сам ребёнок и затем не только пишут содержание сказки, но и дополняют иллюстрациями, рисунками. Подобного рода занятия вызывают положительный отклик как у детей, так и у родителей, от совместно проведённого времени.

Все мои консультации для родителей, в большинстве случаев, нацелены на то, чтобы именно в семье делался акцент на развитие речи ребёнка, так как они постоянно окружают его. Рассказываю родителям, что дети любят домашних животных и приобретение в доме кошки или собачки позволит не только быстро усвоить звуки, но и воспитает в ребёнке чувство ответственности, заботы о питомце, а с этим пополнится словарный запас слов. Чаще проводить наблюдения с детьми на улице, проговаривать правила безопасности на дорогах, обговаривать погодные условия. По дороге в детский сад, даже, если родители везут ребёнка на машине, то можно поговорить о различных предметах, задавая вопрос ребёнку. А чтобы удостовериться в том, что родители действительно ведут активную работу по развитию речи детей—провожу анкетирование. Анкета—это быстрыйи удобный способ получить необходимую информацию о семье. Поэтому, знаю, где надо делать акценты по работе с родителями и им предлагаю:

Читая сказку на ночь, постараться спросить содержание сказки на утро у ребёнка-это позволяет не только развивать речь, но и развивает память.

Каждое утро у меня начинается с того, что я обсуждаю со всеми родителями успехи в развитии речи детей. Зачастую—это положительные результаты.

В свою очередь, провожу с детьми дидактические игры по развитию речи, артикуляционные упражнения. Совместно с родителями проводим небольшие «праздники» правильной речи, или вежливых слов. Очень нравится дошколятам, когда мы все вместе садимся в круг и начинаются душевные разговоры о том, какими они вырастут, чем будут заниматься в жизни, что хотели бы узнать нового, интересного в детском саду. Всё это также способствует развитию мышления, памяти, связной речи у дошкольников, ну и конечно, сближает воспитателя с родителем.

Только когда воспитатель работает вместе с родителями по развитию речи и когда обе стороны заинтересованы в этом, то тогда и будет успех.

А, чтобы контакт с родителями был не только тесен, а и успешен, я провожу общие родительские собрания по теме: «Развитие речи ребёнка в окружении близких», конкурсы семейного творчества, раздаю брошюрки «Как можно помочь ребёнку в домашних условиях», «Развиваем речь в игре», «Я спрошу, а ты ответь», «Копилка волшебных слов».

Групповые родительские собрания помогают объединить родителей, нацелить их на активацию процесса в развитии речи у детей.

Консультации, как групповые, так и индивидуальные—я стараюсь проводить так, чтобы они по возможности привлекали внимание родителей для решения проблемы с речью ребёнка. Для осознания родителями всей предложенной информации, дополняю вручением различных памяток, в которых отображены ключевые моменты консультации. К некоторым консультациям подбираю игры и упражнения, которые помогут родителям в совместной деятельности с детьми. Например, памятка «Как пальчики язычку помогали» с демонстрацией экспонатов, которые были сделаны детьми с родителями. Так же в помощь родителям, постоянно обновляю папки-передвижки по этой тематике, применяю индивидуальные беседы с родителями, где сообщаю о пополнении нового слова у ребёнка, подбираю методическую литературу в помощь родителям. Совместно с родителями мы собираем диски с записями сказок, потешек, песнями, стихотворениями. Дети очень любят рассматривать иллюстрации по лексическим темам: времена года, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, транспорт, одежда и др.

В последнее время с родителями занимаемся по применению интерактивных игр, которые очень нравятся дошкольникам и они способствуют развитию памяти и речи. Напоминаю родителям, что развитие речи непосредственно связанно с развитием общей и мелкой моторики, поэтому дома необходимо иметь массажные мячики (которые есть у нас в группе), различной величины, мозаику, всевозможные шишки, каштаны, камушки, складывая эти предметы в какой-либо узор, дошкольники получают массу положительных эмоций, развивают творческую инициативу, мелкую моторику и конечно же, развивают речь.

Предлагаю родителям игровые упражнения для развития мелкой моторики, такие, как: «Золушка» (перебрать рис, горох)

«Волшебные палочки» (выложить из цветных карандашей, фломастеров геометрические фигуры или предметы, узоры) и рассказать о них.

«Домашняя мастерская» (из ниток и пуговиц выложить узоры). Также предлагаю родителям проговаривать свои действия в быту, а именно: готовите суп, говорите и показывайте малышу, что это и для чего. Таким образом, ребёнок заинтересован процессом, и он правильно сможет произносить слова.

Посещение детей детского сада—это благоприятная среда для развития речи ребёнка. Детский коллектив даёт хороший стимул и мотивацию ребёнку в развитии речи, в развитии памяти, соображения, мелкой моторики пальцев рук, поэтому родителям однозначно необходимо отдавать детей в ДОУ.

Практика показала, что систематические занятия по развитию речи детей и плюс активное участие родителей в этом вопросе—в совокупности, дают отличные результаты на выходе ребёнка из стен детского сада.

Литература:

  1. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2009. -102 с. – (Развиваем речь)
  2. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. /Н. В. Рыжова; художник С. В. Павлычева. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. — 112 с. ил. – (Детский сад: день за днём. В помощь воспитателям и родителям)
  3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада – М.: Просвещение, 1979. – 96 с., ил.
  4. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. Сада. – 2-е изд., перераб. – М.; Просвещение, 1986. – 128 с.
  5. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.: ил.
  6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.: цв. вкл.
  7. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2=е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 80 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год