«Совместная работа с родителями по развитию речи у дошкольников». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Солонина Юлия Ивановна | |||
07.10.2022 20:44 | |||
«Совместная работа с родителями по развитию речи у дошкольников». Цитируя цитату: «Театр начинается с вешалки», мне хочется сказать, что наш детский сад начинается с ярко-красочного оформления, где невольно каждый дошкольник любознательно, с восторгом задаёт родителям вопрос: «Как же здесь красиво! Мне очень нравится!». Уже этими эмоциональными словами в ребёнке формируется речь. А потом начинается общение в детском коллективе, разговоры с воспитателями и так на протяжении всего дня. Почему я об этом пишу? Да потому что многие родители боятся отдавать своего ребёнка в ДОУ, мотивируя тем, что в домашней обстановке ему будет и комфортнее и речь будет быстрее развиваться. Это спорный вопрос. Зачастую, родители заняты бытовыми вопросами, порой и словечком не могут с детьми обмолвиться, а в ДОУ у ребёнка насыщенная, эмоционально-непринуждённая атмосфера, которая способствует не только сближению контактов, но и развивает связную речь, диалог.
Дети нашего детского сада учатся чётко и ясно выражать свои мысли, образно говорить, выразительно читать стихи, рассказывать и пересказывать сказки, потому что в ДОУ созданы все условия для речевого развития детей, способствуют успешному формированию личности ребёнка. Безусловно, без разнообразных форм работы и сотрудничества с родителями, всё это не дало определённый результат. Они стали проявлять большую активность к совместным с образовательным учреждением мероприятиям, повысился интерес к проблеме развития речи. Опыт показывает взаимодействие детского сада и семьи—необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Дети быстрее усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач. Вот почему педагогическая деятельность нацелена на совместную работу с родителями в развитии правильного произношения речи ребёнка именно в семье, где есть постоянное окружение близких. Удачно зарекомендовали себя такие формы взаимодействия с семьёй по развитию речи, как дни открытых дверей, «круглые столы», устные журналы, пополнение информационных уголков, брошюрки и памятки о дыхательных упражнениях, о правильном произношении звуков, о постановки звука. Стоящая перед ДОУ задача—оказание помощи родителям в воспитании детей предусматривает повышения уровня педагогической культуры отцов и матерей. С этой целью в детском саду организуются книжные выставки. Вниманию родителей предлагаются новые книги по развитию речи детей, а также детские книжки для чтения с ребёнком. В нашем детском саду ежедневно функционирует детская библиотека, где каждый ребёнок по желанию может посетить библиотеку, посмотреть любую понравившуюся книгу, а также энциклопедии. Мой многолетний опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными помощниками воспитателю в такой теме, как развитие речи у детей. И моя прямая задача—объяснить, рассказать, научить, то есть поделиться своим педагогическим опытом в этой теме, с родителями. Поэтому в своей работе я практикую и такую форму работы с семьёй, как совместное сочинение рассказов и сказок дома и последующее чтение их в группе. Родители вместе с детьми оформляют книжку-малышку, автором, которой является сам ребёнок и затем не только пишут содержание сказки, но и дополняют иллюстрациями, рисунками. Подобного рода занятия вызывают положительный отклик как у детей, так и у родителей, от совместно проведённого времени. Все мои консультации для родителей, в большинстве случаев, нацелены на то, чтобы именно в семье делался акцент на развитие речи ребёнка, так как они постоянно окружают его. Рассказываю родителям, что дети любят домашних животных и приобретение в доме кошки или собачки позволит не только быстро усвоить звуки, но и воспитает в ребёнке чувство ответственности, заботы о питомце, а с этим пополнится словарный запас слов. Чаще проводить наблюдения с детьми на улице, проговаривать правила безопасности на дорогах, обговаривать погодные условия. По дороге в детский сад, даже, если родители везут ребёнка на машине, то можно поговорить о различных предметах, задавая вопрос ребёнку. А чтобы удостовериться в том, что родители действительно ведут активную работу по развитию речи детей—провожу анкетирование. Анкета—это быстрыйи удобный способ получить необходимую информацию о семье. Поэтому, знаю, где надо делать акценты по работе с родителями и им предлагаю: Читая сказку на ночь, постараться спросить содержание сказки на утро у ребёнка-это позволяет не только развивать речь, но и развивает память. Каждое утро у меня начинается с того, что я обсуждаю со всеми родителями успехи в развитии речи детей. Зачастую—это положительные результаты. В свою очередь, провожу с детьми дидактические игры по развитию речи, артикуляционные упражнения. Совместно с родителями проводим небольшие «праздники» правильной речи, или вежливых слов. Очень нравится дошколятам, когда мы все вместе садимся в круг и начинаются душевные разговоры о том, какими они вырастут, чем будут заниматься в жизни, что хотели бы узнать нового, интересного в детском саду. Всё это также способствует развитию мышления, памяти, связной речи у дошкольников, ну и конечно, сближает воспитателя с родителем. Только когда воспитатель работает вместе с родителями по развитию речи и когда обе стороны заинтересованы в этом, то тогда и будет успех. А, чтобы контакт с родителями был не только тесен, а и успешен, я провожу общие родительские собрания по теме: «Развитие речи ребёнка в окружении близких», конкурсы семейного творчества, раздаю брошюрки «Как можно помочь ребёнку в домашних условиях», «Развиваем речь в игре», «Я спрошу, а ты ответь», «Копилка волшебных слов». Групповые родительские собрания помогают объединить родителей, нацелить их на активацию процесса в развитии речи у детей. Консультации, как групповые, так и индивидуальные—я стараюсь проводить так, чтобы они по возможности привлекали внимание родителей для решения проблемы с речью ребёнка. Для осознания родителями всей предложенной информации, дополняю вручением различных памяток, в которых отображены ключевые моменты консультации. К некоторым консультациям подбираю игры и упражнения, которые помогут родителям в совместной деятельности с детьми. Например, памятка «Как пальчики язычку помогали» с демонстрацией экспонатов, которые были сделаны детьми с родителями. Так же в помощь родителям, постоянно обновляю папки-передвижки по этой тематике, применяю индивидуальные беседы с родителями, где сообщаю о пополнении нового слова у ребёнка, подбираю методическую литературу в помощь родителям. Совместно с родителями мы собираем диски с записями сказок, потешек, песнями, стихотворениями. Дети очень любят рассматривать иллюстрации по лексическим темам: времена года, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, транспорт, одежда и др. В последнее время с родителями занимаемся по применению интерактивных игр, которые очень нравятся дошкольникам и они способствуют развитию памяти и речи. Напоминаю родителям, что развитие речи непосредственно связанно с развитием общей и мелкой моторики, поэтому дома необходимо иметь массажные мячики (которые есть у нас в группе), различной величины, мозаику, всевозможные шишки, каштаны, камушки, складывая эти предметы в какой-либо узор, дошкольники получают массу положительных эмоций, развивают творческую инициативу, мелкую моторику и конечно же, развивают речь. Предлагаю родителям игровые упражнения для развития мелкой моторики, такие, как: «Золушка» (перебрать рис, горох) «Волшебные палочки» (выложить из цветных карандашей, фломастеров геометрические фигуры или предметы, узоры) и рассказать о них. «Домашняя мастерская» (из ниток и пуговиц выложить узоры). Также предлагаю родителям проговаривать свои действия в быту, а именно: готовите суп, говорите и показывайте малышу, что это и для чего. Таким образом, ребёнок заинтересован процессом, и он правильно сможет произносить слова. Посещение детей детского сада—это благоприятная среда для развития речи ребёнка. Детский коллектив даёт хороший стимул и мотивацию ребёнку в развитии речи, в развитии памяти, соображения, мелкой моторики пальцев рук, поэтому родителям однозначно необходимо отдавать детей в ДОУ. Практика показала, что систематические занятия по развитию речи детей и плюс активное участие родителей в этом вопросе—в совокупности, дают отличные результаты на выходе ребёнка из стен детского сада. Литература:
|