РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Анжиганова Алиса Васильевна | |||
06.10.2022 22:17 | |||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Анжиганова Алиса Васильевна Воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Кристаллик»» Аннотация: В представленной статье рассматривается проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Описывается актуальность речевого развития дошкольников посредством игровой деятельности. Также в статье рассмотрены виды игр и игровых упражнений, которые способствуют полноценному и не навязчивому развитию речи детей в дошкольном образовании. Ключевые слова: речевое развитие, игровая деятельность, дошкольный возраст. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком родного языка и становления всех сторон речи. Игровая деятельность является ведущей формой работы над развитием речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
На сегодняшний день проблема развития речи детей в игровой деятельности остается особенно актуальной, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим нужно развивать ее. Для этого необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения таких игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. ФГОС дошкольного образования в области речевого развития включает компоненты владения речи как средство общения и культуры, обогащения активного словаря, развития связанной логически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Игра успокаивает и стимулирует речь детей, речевые занятия в игровой форме дают большой результат, наблюдается желание всех детей участвовать в этом процессе, который стимулирует мыслительную деятельность детей, развивает умение конкретизировать информацию, сопоставлять явления, признаки и предметы, систематизировать накопленные знания. Применение игровых технологий, активных методов развития речи ребенка в процессе игры позволяет сделать познавательный процесс более эффективным. Развитие речи дошкольников в игровой деятельности происходит как при внедрении игровых технологий в образовательную деятельность, так и в использовании игр на развитие речи в режимных моментах. Условия организации игровой деятельности, направленной на развитие речи детей дошкольного возраста:
Далее рассмотрим основные виды игр и игровых упражнений, которые применяются педагогами для развития речи своих воспитанников. Сюжетно-ролевые игры. Данные игры способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний, норм поведения. Самыми распространенными сюжетно-ролевыми играми являются: «Магазин», «Парикмахерская», «Веселые поварята», «Больница», «Семья». Театрализованные игры и игры – драматизации. Они способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация). Это прекрасное средство для интенсивного развития речи и обогащения словаря. Примерами таких игр являются: «Колобок», «Красная шапочка», «Храбрый заяц». Речевые подвижные игры. Подвижные игры развивают фазовую речь, способствуют автоматизации звуков, а также развитию темпа и ритма речи. К ним относятся такие игры как: «Мышеловка», «Ручеек», «Гуси лебеди», «У медведя во бору». Дидактические игры. Они создают благоприятные условия для развития языковой способности, обогащения словаря, знакомства с окружающим миром. Яркими примерами таких игр будут являться: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры. Музыкально-речевые игры. Игры такого вида основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, это и является их особой пользой для развития речи. Такие игры как: «Листопад», «Прыг-скок», «Эхо». Пальчиковые игры и упражнения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, творческие способности и фантазию малыша. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов положительного общения. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Опираясь на вышеперечисленную информацию, можно сделать вывод о том, что специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, а также коммуникативные навыки. Список литературы
|