Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие речи у детей
Автор: Анжиганова Алиса Васильевна   
06.10.2022 22:17

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анжиганова Алиса Васильевна Воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Кристаллик»»

Аннотация: В представленной статье рассматривается проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Описывается актуальность речевого развития дошкольников посредством игровой деятельности. Также в статье рассмотрены виды игр и игровых упражнений, которые способствуют полноценному и не навязчивому развитию речи детей в дошкольном образовании.

Ключевые слова: речевое развитие, игровая деятельность, дошкольный возраст.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком родного языка и становления всех сторон речи. Игровая деятельность является ведущей формой работы над развитием речи детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

 

На сегодняшний день проблема развития речи детей в игровой деятельности остается особенно актуальной, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим нужно развивать ее. Для этого необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения таких игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

ФГОС дошкольного образования в области речевого развития включает компоненты владения речи как средство общения и культуры, обогащения активного словаря, развития связанной логически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Игра успокаивает и стимулирует речь детей, речевые занятия в игровой форме дают большой результат, наблюдается желание всех детей участвовать в этом процессе, который стимулирует мыслительную деятельность детей, развивает умение конкретизировать информацию, сопоставлять явления, признаки и предметы, систематизировать накопленные знания.

Применение игровых технологий, активных методов развития речи ребенка в процессе игры позволяет сделать познавательный процесс более эффективным. Развитие речи дошкольников в игровой деятельности происходит как при внедрении игровых технологий в образовательную деятельность, так и в использовании игр на развитие речи в режимных моментах.

Условия организации игровой деятельности, направленной на развитие речи детей дошкольного возраста:

  • организация в группе ДОУ развивающей предметно-пространственной среды
  • грамотный подбор методов, средств и приемов организации игровой деятельности
  • грамотный подбор игрового материала
  • создание и регулярное пополнение картотеки игр, направленных на речевое развитие.

Далее рассмотрим основные виды игр и игровых упражнений, которые применяются педагогами для развития речи своих воспитанников.

Сюжетно-ролевые игры.

Данные игры способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний, норм поведения. Самыми распространенными сюжетно-ролевыми играми являются: «Магазин», «Парикмахерская», «Веселые поварята», «Больница», «Семья».

Театрализованные игры и игры – драматизации.

Они способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация). Это прекрасное средство для интенсивного развития речи и обогащения словаря. Примерами таких игр являются: «Колобок», «Красная шапочка», «Храбрый заяц».

Речевые подвижные игры.

Подвижные игры развивают фазовую речь, способствуют автоматизации звуков, а также развитию темпа и ритма речи. К ним относятся такие игры как: «Мышеловка», «Ручеек», «Гуси лебеди», «У медведя во бору».

Дидактические игры.

Они создают благоприятные условия для развития языковой способности, обогащения словаря, знакомства с окружающим миром. Яркими примерами таких игр будут являться: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.

Музыкально-речевые игры.

Игры такого вида основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, это и является их особой пользой для развития речи. Такие игры как: «Листопад», «Прыг-скок», «Эхо».

Пальчиковые игры и упражнения.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, творческие способности и фантазию малыша. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов положительного общения. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук.

Опираясь на вышеперечисленную информацию, можно сделать вывод о том, что специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, а также коммуникативные навыки.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 159с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 272с.
  3. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – 66-70с.
  4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 2002 – 192с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год