Обучение связной речи детей с общим недоразвитием речи путем использования метода наглядного моделирования |
Развитие речи у детей | |||||||
Автор: Сергеева Елена Евгеньевна | |||||||
28.09.2022 19:48 | |||||||
Обучение связной речи детей с общим недоразвитием речи путем использования метода наглядного моделирования Е. Е. Сергеева МДОУ Детский сад № 47 «Лесная сказка». г. Егорьевск Использование картинно-графического плана и мнемотаблиц при обучении пересказу детей с ОНР. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Основной задачей логопедического воздействия при общем недоразвитии речи является – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Организация обучения детей с ОНР (общее недоразвитие речи) – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне оправдано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очень высока. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана. Нужно отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет очень важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. По этой проблеме существуют авторские методики Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов. и др. особенно интересная и очень эффективная авторская методика развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих системное недоразвитие речевой деятельности В.К. Воробьевой. В.К. Воробьева отмечает, что: «в рамках психолингвистического подхода связная речь рассматривается как сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, выступающий в диалектическом единстве двух планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового». Она отмечала, что формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода. Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Что же такое наглядное моделирование? Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. [Т. В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.] Поэтому на занятиях в детском саду, где задействован только один вид памяти – вербальный, используются опорные схемы, которые помогают задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, поэтому использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников проводим по многим направлениям, комплексно:
И везде применяется метод наглядного моделирования, особенно при коррекции общего недоразвития речи. Рассмотрим использование наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи на конкретных примерах по формированию связной речи. Начинали эту работу с методики предложенный Т.А. Ткаченко. Она предложила опорные схемы для составления описательных рассказов. Затем использовали в работе методику использования графических схем, предложенную А.В. Лагутиной в работе «Логопедическая работа с детьми четырех лет, имеющих ОНР 1-2 уровня, в условиях детского сада». По ее методике логопед составляет линейную «запись» высказывания с использованием графических символов. С их помощью можно составить или пересказать небольшой рассказ. Метод наглядного моделирования для составления описательных рассказов хорошо представлен в пособии Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей с ОНР». В нем по каждой лексической теме применяется картинно-графический план для составления рассказа-описания, который обобщает знания детей по данной теме и с помощью картинок и графических обозначений – стрелок помогает детям составить связный рассказ о конкретных предметах и о животных. Замечательные конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем предложенные Центром педагогического образования, авторами: Лебедевой Л.В., Козиной И.В., Кулаковой Т.В. и др. не для детей с ОНР. Но это пособие без сомнений можно использовать при работе с детьми с ОНР. Они конкретно, взяли раздел — обучение детей пересказу. Пересказ – более легкий вид монологической речи т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи в норме и в коррекционной педагогике Картинно-графический план, используемый для помощи при пересказе, выступает как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций). С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д. разработанная ими система охватывает 27 специально подготовленных занятий по трем возрастным группам детей (средняя, старшая, подготовительная). В основу был положен единый алгоритм по обучению детей пересказу. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия. Рассказы для пересказа тщательно отбирались – это произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина и других авторов. Кроме художественной ценности учитывался и объем произведения, четко выраженные начало, середина, конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомая лексика, простой синтаксис. Тексты специально адаптируются для детей. Для примера приведу конспект нескольких занятии: Пример 1. Пересказ рассказа «Ёж» (по Е.Чарушину). Соблюдается весь алгоритм, занятия. Педагог сам выставляет картинки- схемы.
Пример 2. Педагог раскладывает вместе с детьми, схемы необходимые для составления алгоритма рассказа. Пересказ рассказа Л.Толстого «Волк и белка». - Посмотрите на эти схемы. - Давайте вместе разложим их по порядку. - С чего начался наш рассказ? Что было дальше? Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку. Используя в работе перечисленные методики, можно сделать вывод, что использование приемов наглядного моделирования при обучении связной речи дошкольников с ОНР облегчает детям процесс овладения содержания, структуры описательных и повествовательных текстов. Анализ работы по данному разделу речевого развития в конце обучения показал: большинство детей самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, различные предметы, пересказывали тексты. Дети получают удовольствие от работы с мнемотаблицами. У них совершенствуются психические процессы: память, внимание, мышление, что очень положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Литература:
|