«Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Максимова Наталия Михайловна | |||
27.09.2022 20:08 | |||
«Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий» Статья из опыта работы Подготовила воспитатель 1 квалифицированной категории Максимова Наталия Михайловна «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Актуальность темы:
В соответствии с ФГОС образовательной области «Речевое развитие» включает:
Понятие «современные образовательные технологии» — это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речью детей, я очень заинтересовалась и выбрала тему своего самообразования: «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий» Педагогическая идея заключается в том, для повышения речевой активности дошкольников использование традиционных методов и приемов не всегда дает нужных результатов. Поэтому я стала применять в работе над развитием речи у дошкольников современные образовательные технологии – это технология активизирующего обучения «Речь и общение» (автор О. А. Белобрыкина), круги Эйлера, технология ТРИЗ, мнемотехника, круги Луллия, упражнения на развития мелкой моторики. Использование этих технологий повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи. Цель: развитие всех сторон речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Представление опыта: Работу по данной теме я начала со средней группы. Провела мониторинг сформированности речи и увидела, что у многих детей:
Поэтому, я пришла к выводу, что мне необходимо пополнить знания и найти новые идеи, для этого я изучила передовой опыт педагогов, методическую литературу. Большую роль в развитии речи детей играет современная предметно-развивающая среда. На первом этапе работы моей задачей было — создание условий для речевого развития детей. В группе создана речевая зона, в которой имеются игры, пособия и материалы, направленные на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, связную речь. В группе также организован книжный уголок и «Полочка умных книг», в которой хранятся детские книги, картинки для составления рассказов (предметные и сюжетные, иллюстрации по темам.) Предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике. Технология активизирующего обучения «Речь и общение» (автор О. А. Белобрыкина). По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через использование лингвистических игр. Лингвистические игры, представленные в данной технологии, позволяют развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой. Прием «Сравнение»: «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.). «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.). «Чем похожи и чем отличаются?» (кит — кот; кот-крот; кот-ток и т.д.). Прием «Все наоборот»: «Антидействие» (карандаш — ластик, грязь — вода, дождь — зонт, голод — пища и т.д.). Прием «Замещение»: «Назови предмет по действию» (ручка — писалка, пчела — жужжалка, занавеска — затемнялка и т.д.). «Что умеет делать?» (ножницы — резать, свитер — греть и т.д.). Прием «Классификация»: «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.). «Назови все части» (велосипед — рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.). «Кто кем будет?» (мальчик — мужчиной, жёлудь — дубом, семечка — подсолнухом и т.д.). «Кто кем был» (лошадь — жеребёнком, стол — деревом и т.д.). «Кто где работает?» (повар — кухня, певец — сцена и т.д). «Чем был, чем стал» (глина — горшок, ткань — платье и т.д.). «Так было раньше, а теперь?» (серп — комбайн, лучина — электричество, телега — автомобиль и т.д.). Лингвистические игры Развивающая игра «Времена года» Мнемотехника Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Структура мнемотехники: Мнемоквадрат – это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Мнемодорожка – последовательное изображение нескольких квадратов. Глядя на эти рисунки ребёнок легко воспроизводит информацию. Мнемотаблица – это таблица, в каждый квадрат которой заложена определенная информация. Каждому изображению соответствует слово или словосочетание. На основе этих изображений составляется рассказ или учится стихотворение. Когда начинать заниматься мнемотехникой? Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Структура мнемотехники строится по принципу от простого к сложному. Мнемоквадраты (с младшего дошкольного возраста) Мнемодорожки (средний возраст) Мнемотаблицы (старший дошкольный возраст) Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Принцип работы с мнемотаблицами
Использование мнемотаблиц: при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании скороговорок, поговорок и чистоговорок; при заучивании стихотворений; при формировании культурно- гигиенических навыков Для начала я знакомила детей с мнемоквадратами. Ребенку демонстрируется картинка, обозначающая какой-либо предмет, животное, профессию или природное явление. Задание состоит в том, чтобы правильно устно назвать изображённое на карточке. После того как ребёнок стал уверенно ориентироваться в визуальных образах и формулировать увиденное на картинках без ошибок, педагог переходит ко второму этапу. Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка» — его вещи. Это тоже пример мнемоквадрата. Мнемосхемы для запоминания действий Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе ДОУ. На них могут быть изображены процессы мытья рук (например: кран, вода, руки, полотенце), одевания на прогулку или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, дети запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения. Затем, усложняла задания, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Мы их рассматривали на примере небольших стихотворений или русских народных сказок. Работа с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».
Был оформлен альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками». Задачи:
Сказочные произведения в данном альбоме оформлены в виде красочных иллюстраций, которые располагаются единообразно, т. е.:
Данный альбом может быть использован как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей. Принцип работы по данному альбому сводится к тому, что иллюстрации позволяют удерживать определённый объём знаний. Результаты: У детей — расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Круги Эйлера для развития связной речи Круги Эйлера — это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности детей, в различных образовательных областях "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально — коммуникативное", так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, в целях запоминания, развивается речь, память и мышление. Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением. 1. Для начала детям объясняют, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне обруча». Затем можно приступать к распределению предметов на 2 обруча. Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Например: Говорим детям, что нужно разложить предметы (или картинки) так, чтобы в первом круге находились (к примеру) живые объекты, а во втором – неживые. РАЗНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 1. Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися. Например: в одном круге все красные, а в другом все остальные, или в одном обруче все круглые, а в другом все синие (и. т. д. – комбинации на ваше усмотрение). Когда какие-либо объекты входят и в первое множество и во второе, круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПО КАКОМУ ПРИЗНАКУ ОНИ МОГУТ ОБЪЕДИНИТЬСЯ. Для примера я предлагаю рассмотреть игру с кругами Эйлера по теме транспорт. В красный круг мы положили легковые машины; в синий круг положили грузовые машины; в желтый круг мы положили спецтранспорт и одним большим зеленым кругом мы все это объединили в одну группу ТРАНСПОРТ. Использовать данную методику можно по любой лексической теме. ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе. "ТРИЗ — технология « (теория решения изобретательных задач) ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Рассмотрим этапы работы. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Можно применить следующие игры: Игра “Да-Нет” или “Угадай, что я загадала”. Очень интересный метод – мозговой штурм, начала использовать с детьми в середине года. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений. Работу по ТРИЗу можно проводить и в совместной деятельности, например на прогулках. На прогулках с дошкольниками использую различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Подобные игры детям очень нравятся, мы вроде бы гуляем и в тоже время решаем основную проблему-развитие речи детей. Самая интересная игра, которая нравится детям это «Хорошо-плохо». Эта игра проста при организации. Воспитатель называет предметы окружающего мира, а дети выделяют положительные и отрицательные стороны (на втором этапе игры с противеречиями) Например: явление: идет дождь. Это хорошо, потому что (польет растения; урожай лучше будет; помоет дорогу и дома; после дождя легче дышит) И это плохо, потому что (мама гулять не пускает; будут лужи; где нет асфальта, будет грязь, машины застревать буду) Ещё интересная игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (с мячом) Воспитатель говорить, что бывает летом, а ребята, что бывает зимой В: Летом — жарко, а зимой… Д: — холодно. В: Летом на деревьях листья, а зимой… Д: листьев нет (или лежит снег) «Объяснялки» Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. - В саду стояла яблонька, на которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Бабушка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… - Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Внуки ели его прямо ложками.. «Круги Луллия» Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р. Луллия — "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя — Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов. Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами. Игры могут быть подобраны по двум направлениям: На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.) 2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например расскажи сказку Варианты игры:
Например: Колобок - Это кто? (Колобок) - Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный). - Что еще бывает такое же круглое? (метод анализа). (шар, мяч, яблоко, булка, конфета) — Колобок какого цвета? (жёлтого). Найди в группе предметы такого же цвета, что колобок. - Кто испёк Колобка? - Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? - Куда отправился Колобок? Зачем? - Кого встретил Колобок сначала? Кого потом? - Что случилось с Колобком? (ответы детей). -Кто съел колобка? — Почему лиса съела колобка? - Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок). Я считаю, что детям интересно играть в сказочные картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). Методика работы с кольцами Луллия Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование и коррекцию речи детей «Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи ребенка. Чтобы повысить уровень развития речи дошкольников нужно использовать упражнения на развитие мелкой моторики рук. Для чего необходимо развивать мелкую моторику? Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие (И. П. Павлов, А.Р. Лурия). В начале года я обратилась к дефектологу, который работает в моей группе с детьми. Она провела мастер – класс с детьми. На котором она показала мне как можно проводить эти занятия, с какой периодичностью и какие можно еще применять технологии, которые были бы во- первых интересны детям и во — вторых обладали большей эффективностью мелкой моторики кистей рук, пальцев рук. Работая с детьми встал вопрос необходимости формирования картотеки. В картотеку вошло:
Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок — это современное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Первые публикации о методе Су-Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су-Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа. Создатель метода Су-Джок — южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. Достоинствами Су-Джок являются: Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно. Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат) Приемы Су – Джок терапии: Являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными — круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д. Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь. Су – Джок с виду — симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. Попробуйте покатать его между ладонями — тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Упражнения с массажными мячиками. Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Игры с карандашом. Оборудование: карандаш
Работа с мозаикой. Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур. Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте. Прищепки как дополнение предмета. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Рисование на манке Ход игры: Ребенку предлагается поднос (коробка) яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять. Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции. «Сухой бассейн» Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов. Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, рисом, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, крышки. геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам) Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его. Речевое сопровождение:
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук. Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью современных образовательных технологий дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
|