Методическая разработка: «Развитие связной речи у детей старшей группы через сказку. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Каткова Ирина Сергеевна | |||
25.09.2022 22:04 | |||
Методическая разработка: «Развитие связной речи у детей старшей группы через сказку. Цель: Создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Название: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через сказку. Задачи:
Сказка — удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна маленькому ребенку. В мир сказок ребенок вступает уже в самом раннем детстве, как только начинает говорить.
В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка расширяет жизненный опыт ребенка, воспитывает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, любви ко всему живому, сочувствия, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, диалогами, ритмической напевностью. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией. Маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей дошкольного возраста. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Каждая организованная образовательная сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Игра в сказку — способствует активизации разных сторон речи детей:
Дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. Возможности русской народной сказки в развитии речи детей. Благодаря юмору, живым насыщенным выражениям, передающим яркие красочные образы, русские сказки помогают развивать связную речь. Произведения достаточно просты в изложении. Дети с лёгкостью анализируют и составляют своё мнение в отношении героев и их поступков. Прочитав сказку, спросите, какое отношение возникло к героям, почему герои именно такие, почему они так себя ведут. Отвечая на эти вопросы, ребята будут формулировать свои мысли, произносить предложения, тем самым тренировать свою речь. Театральная постановка очень эффективна в развитии речи. Настольный театр или пальчиковый театр. Участвуя в таких постановках, ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса. Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи, улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука. Роль сказки в развитии устной речи. Сказочные истории помогают развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения. В сказаниях очень ярко проявляется вся мощь словесного творчества русского народа, яркость, великолепные образы, необходимость проговаривать одни и те же речевые формы все это ставит сказки на первые места по развитию устной речи. Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений. Его речь становится богатой эмоционально. И так, чтобы пересказ имел эффект на развитие речи необходимо соблюдение следующих правил:
Чем ближе к источнику произведения, тем качественнее считается пересказ. В процессе пересказа ребёнка необходимо остановить, если он слишком увлекается и добавляет придуманные детали, а о важных моментах забывает. Для начала пересказа необходимо выразительно прочитать сказку. Эмоциональная подача позволит лучше понять и воспринять текст. Соответственно пересказ пройдет легче и эффективнее. Примеры игр с использованием сказок «Помоги герою найти свою сказку» Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания. На столах разложены сюжеты из 2-3 сказок. Педагог раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети сопоставляют каждому сюжету своего сказочного героя. «Действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок. Например, сказка «Колобок». Педагог предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: покатился, пел, ушёл и т.д. Далее педагог предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. «Верно – неверно» Цель: Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга. Педагог читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут... Позвала внучка мышку... Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое... «Хорошо — плохо» Цель: Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации. Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку). «Сказочные слова» Цель: Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. Педагог предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок (Сим-сим, открой дверь; Сивка-бурка, вещая каурка... и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена... и т.д.). «Ложная альтернатива» Цель: Развитие внимания, связной речи. Педагог задаёт вопросы с помощью слов "или-или", но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое яйцо — утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок — заяц или волк? Кто помог вытянуть репку — дедка или бабка? «Что сначала, что потом» Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемо таблицы. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого малыша. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка Каткова Ирина Сергеевна Воспитатель МБДОУ № 126 г. Иркутска, Иркутской области.
|