Дидактическое пособие: Лэпбук «Волшебная коробка» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Семченко Елена Владимировна | |||
12.09.2022 10:49 | |||
Дидактическое пособие: Лэпбук «Волшебная коробка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 21 г. ТОМСКА Подготовил: Учитель — логопед 1 кв. категории, Семченко Елена Владимировна Томск 2022 Аннотация: Данное дидактическое пособие Лэпбук «Волшебная коробка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, внимания, памяти. Лэпбук может быть использован в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.
Введение. Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Правильная речь — важное условие в развития личности ребёнка. Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже. Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность:
Работая с такими детьми, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников. В нашей работе скапливается много дидактических игр, направленных на речевое развитие у детей. Лэпбук прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В маленькой папке, удобной формы собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Использовать лэпбук можно в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой работы. Цель: развивать связную речь, совершенствовать грамматический стой речи. Задачи:
Основная часть. Лэпбук «Волшебная коробка» — настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. Комплект карманов-домиков превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития. Артикуляционная гимнастика Основные цели гимнастики артикуляционных органов: выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков); тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса; формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка. Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком. Дыхательные упражнения. Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание. Пальчиковые игры Игра «Один, два, много» Цель: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два и более таких же предмета. Игра позволяет обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже. «Чистоговорки», «Скороговорки». Цель: автоматизировать звуки в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением. Игра «Расскажи сказку» Цель: пересказ сказки по опорным картинкам. Задачи:
«Собери картинку» и «Придумай рассказ» Ребёнок самостоятельно может сложить разрезную картинку и попробовать придумать историю по сюжетной картинке «Скороговорки» Главная цель скороговорок – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения сложных звуков, а также развития дикции. Основной целью скороговорок является выработка нормативного произношения путём многократного повторения звуков сложных в артикуляции. Игра «Паровозик» Тут можно разнообразить игру и под каждую цель сделать.
Дидактическая игра «Укрась шапку» Цель: автоматизация звуков (ш) и (с) в предложении. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОБВОДИЛКИ» Цель: развитие у детей графомоторных навыков. Задачи:
Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность. Дидактическая игра «Найди пару» Цель игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету. Дидактическая игра «Шнуровка» Цель игры: развить мелкую моторику и научить ребенка подбирать шнурки и пуговицы, вставлять в их отверстия. способствовать развитию логического мышления. Дидактическая игра «Конструктор эмоций» Цель: Формирование умения различать человеческие эмоции. Задачи:
Дидактическая игра с прищепками Цель игры: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных и математических представлений, знания геометрических фигур, мышления, внимания, воображения. Ожидаемый результат. С помощью данного дидактического пособия Лэпбук «Волшебная коробка» будет совершенствоваться связанная речь, грамматический стой речи у детей, обогащаться и активизироваться словарный запас ребенка. Развиваться зрительное внимание и восприятие, память и мышление. Расширяться представления детей об окружающем мире. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности. Ссылка на видео: https: //cloud. mail. ru/public/mV6w/GYbPDv9ns
|