Опыт работы по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Зарубина Светлана Владимировна | |||
20.09.2022 05:02 | |||
Опыт работы по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность: Важным условием развития личности ребёнка является хорошая речь. Речевые навыки необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществить используя дидактические игры, ведь игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Цель: развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Задачи:
1 слайд Разрешите представить мой опыт работы по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». Данную тему я использую в работе с детьми уже второй год.
Почему я выбрала именно эту тему… 2 слайд Проблема развития речи является одной из актуальных… Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. 3 слайд Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество и коммуникативные навыки. 4 слайд Целью моей работы является развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. 5 слайд Задачи, которые были поставлены, продемонстрированы на слайде. 6 слайд Виды дидактических игр 7 и 8 слайды Настольно – печатные игры, которые используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания. В работе с детьми я использую следующие игры: «Кому что нужно?», «Лото», «Парные картинки», «Сложи картинку», «Пазлы», «Чей малыш?» и т.д. 9 и 10 слайды Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?», «Найди и назови», «Мозаика», «Кто скорее соберет?», «Что в мешочке?». 11 слайд Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Узнай нас» (игры — загадки); «Назови, одним словом»; «Назови ласково» и т.д.. В группу были приобретены и созданы своими руками дидактические игры и пособия. 12 слайд В начале учебного года, в группе появилось пособие «Дидактическое дерево». Целью создания данного пособия является развитие речи детей, ознакомление детей со сменой времён года, расширение и обогащение представлений об изменениях, происходящих в природе. Дети не только могут наблюдать события, происходящие в окружающем мире, делиться впечатлениями, но и принять участие в оформлении пособия своими руками. То есть закрепить полученные знания в практической деятельности. 13 слайд Игры с мячом В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны. Мы с детьми играем в следующие игры:
14 слайд Также детям было предложено дидактическое пособие «Умные липучки». Это серия развивающих игр на липучках, изготовленная своими руками. Игры использовались для закрепления пройденного материала по темам недели: «Домашние животные», «Лесные животные», «Животные жарких стран», «Животные севера», «Морские обитатели», «Насекомые». 15 слайд Дидактическое пособие «Разложи предметы по местам», учит детей правильно употреблять предлоги (на, в) в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, использовании в речи обобщающих слов. В дальнейшем планирую изготовить игры по темам «Транспорт», «Посуда», «Мебель». 16 слайд Работа с родителями В речевом и познавательном развитии детей особую роль играет семейное воспитание. Поэтому внимание родителей было также обращено на развитие речи детей. В начале учебного года было проведено собрание для родителей: «Возрастные особенности детей 3-4 лет». Родителям были рекомендованы и показаны различные игры, стимулирующие речевую активность детей, были даны индивидуальные консультации и рекомендации. Например, консультация: «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста», «Развитие связной речи детей дома», в которой были предложены достаточно простые и доступные игры способствующие развитию речевой активности детей. Делились полезной информацией в родительском чате, созданном в приложении VIBER. На протяжении всего учебного года мы сотрудничали и обсуждали проблемы, находили пути решения, а также радовались положительным результатам совместной деятельности с детьми. 17 слайд Реализуя данную тему, были достигнуты неплохие результаты. В результате целенаправленной, совместной работы с детьми они стали:
18 слайд Хотелось бы также отметить первые успехи детей в конкурсах чтецов. Дипломом участника межмуниципального конкурса выразительного чтения стихотворений «Я с первого взгляда влюбился в осень» была награждена Чепелева Дарья. Михеева Лиза стала дипломантом 3 степени, в межмуниципальном конкурсе выразительного чтения стихотворений «Мамы как пуговки: на них всё держится». В ежегодном конкурсе чтецов «Осенняя мозаика», дети были награждены дипломами за 2-е и 3-е место. 19 слайд Промежуточный результат по реализации темы самообразования был представлен на педагогическом совете. Конкурсные материалы с использованием дидактического пособия «Умные липучки», были отмечены дипломом лауреата профессионального конкурса «Байкальская нерпа». 20 слайд При изучении и подборе необходимо материала, по теме самообразования, опиралась на следующие источники: «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников», Микхиева Н.Ю., Мартин И.В.; Картотека игр для детей дошкольного возраста, «Игры со словами», Кирьянова Р.А.; Дидактические и сюжетно – ролевые игры. 3-4 годы жизни, Тристапшон Т.Г.; Развитие речи детей 3-4 лет. Ушакова О.С.; Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста, Тихеева Е.И. 21 слайд Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Спасибо за внимание!
|