Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые задания как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Тишкина Наталья Прокопьевна   
11.09.2022 07:26

Игровые задания как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИгровые задания как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема развития связной речи у старших дошкольников. Определены такие понятия, как «дошкольный возраст», «связная речь», «игра», «игровые задания». Особое внимание в статье уделено использованию игровых заданий, как одного из эффективных методов развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, связная речь, игра, игровые задания.

Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста явялется весьма актуальной в связи с тем, что связная речь позволяет ребёнку в полной мере реализовать своё личностный и социальный потенциал, т. к. она лежит в основе общения, взаимодействия с окружающими людьми.

К моменту поступления в школу у дошкольника должны быть сформированы такие умения, как умение высказывать свои мысли, составлять небольшой текст на определённую тему, строить диалог. В связи с этим, перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача – создать благоприятные условия для формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

 

Исследованию развития связной речи посвящали свои труды такие учёные, как Л.С. Выготский, В.В. Гербова, Н.И. Жинкин, Э.П. Короткова, В.И. Логинова, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и многие другие. Исследователи отмечали, что именно старший дошкольный возраст является сензитивным, т. е. наиболее благоприятным, для развития у ребёнка важнейших психических процессов, в частности познавательных, которые способствуют успешного формированию связной речи.

В то же время, речь дошкольников должна быть выразительной, непосредственной и «живой», ведь связная речь тесно связана с миром мыслей. В связной речи находят своё отражение логика мышления детей, их способность осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, логической речи [3].

Способность дошкольника грамотно выстраивать своё высказывание является показателем уровня его речевого развития и в дальнейшем оказывает огромное влияние на успешность обучения в школе: умение давать развёрнутые ответы на вопросы, умение воспринимать и воспроизводить текстовые учебные материалы, умение самостоятельно излагать свои суждения [4].

Исследователи определяют связную речь как смысловое развёрнутое высказывание, которое обеспечивает общение и взаимопонимание между людьми. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, которое включает в себя связанные между собой и тематически объединённые отрезки [7].

Развитие связной речи также оказывает немаловажное влияние на эстетическое воспитание дошкольников: с помощью самостоятельных детских сочинений, пересказов литературных произведений происходит развитие выразительности речи, образности, а также обогащение художественно-речевого опыта детей дошкольного возраста. Способность ребёнка рассказывать помогает ему быть общительным, менее застенчивым, уверенным в своих собственных силах и способностях [1].

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности, а также в процессе общения друг с другом и с взрослыми:

  • в процессе общения совершенствуется практическое употребление речи;
  • речь является основой перестройки всех психических процессов детей.

У старших дошкольников развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. В процессе развития детских представлений и понятий происходит совершенствование мыслительной деятельности детей: они учатся обобщать, делать выводы, формулировать суждения и умозаключения. В диалогической речи старшие дошкольники пользуются достаточно точным, кратким или развёрнутым ответом. Также, в определённой мере формируется умение задавать вопросы, исправлять ответы других детей [8].

Развитие всех сторон связной речи невозможно без освоения её звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка [1].

В развитие звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука, заданного от звука, им самим произносимого. В старшем дошкольном возрасте продолжается процесс фонематического развития. Ребёнок правильно слышит звуки и говорит, он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У него складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков [4].

В настоящее время неотъемлемой частью современных образовательных технологий являются игровые технологии. Их умелое применение педагогами дошкольных образовательных учреждений делает занятия с детьми интересными и увлекательными, создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности – игре [6].

Благодаря игре дети способны быстро включиться в любую деятельность, вникнуть в её содержание, а также запомнить её правила и легко их выполнить [5].

Эффективным средством развития и воспитания детей дошкольного возраста являются игровые задания [2]. Игровые задания – это метод активного обучения, который включает в себя единичные действия, несложные правила, примитивную процедуру действий конкретных участников и короткий контроль времени.

В своей работе я использую следующие игровые задания, направленные на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (табл. 1).

Таблица 1 – Перспективный план использования игровых заданий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Игровое задание

Цель

«Что в коробке – расскажи!»

Развивать умения составлять рассказ по картинке

«Никому не покажу – отгадай, про что сообщу!»

Учить детей характеризовать предмет, определять у предмета основные качества и свойства

«Найди ненужную картинку»

Учить детей выбирать ненужные для рассказа детали

«Поставь картинку на место»

Обучать детей определять последовательность при рассказывании

«Где ошибка?»

Учить детей устанавливать правильную последовательность действий при рассказывании

«Опиши свой любимый овощ»

Обучать детей характеризовать предмет, называя его признаки и качества

«Расскажи про зайца»

Формирование совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания

«Придумай, чем закончится сказка»

Формирование умений составлять свой вариант окончания сказок, развивать интонационную выразительность

«Один – много»

Упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже, искать к словам определения и названия действий

«Перескажи»

Учить детей пересказывать текст и показывать героев

«Дело было в магазине»

Формирование у детей умений составлять рассказ-описание

«Давай определим»

Формирование точности использования слов в связных повествовательных рассказах

«Отправляемся в путешествие»

Формирование умений вступать в контакт, разговаривать на заданную тему, играть ведущую роль в диалоге

«Заверши предложение»

Формирование у детей умений строить предложения со словами-предметами

«Приключение Мышки

Маруси»

Учить отвечать на вопросы, развивать внимание

«Что было бы...»

Формирование у детей связной речи, развитие воображения и мышления

«Сочини свою сказку»

Формирование у детей связной речи, мышления, творческого воображения

«В гостях у слоника»

Учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа

В данном комплексе игровых заданий присутствует работа над всеми типами связной речи: описание, повествование, рассуждение.

Подобранные игровые задания можно использовать также в различных видах детской деятельности (игра, наблюдения и т. д.), в самостоятельной деятельности детей.

Список использованной литературы:

  1. Глухов, В.П. Особенности связной речи дошкольников / В.П. Глухов. – М.: Академия, 2015. – 167 с.
  2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 230 с.
  3. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.…канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М.: Логос, 2008. – 110 с.
  4. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 132 с.
  5. Жуковская, Р. И. Игра и её педагогическое значение. – М.: Просвещение, 2017. – 269 с.
  6. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М.: Просвещение, 2015.
  7. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Короткова Э.П. – М.: Академия, 2012. – 180 с.
  8. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М. Юрайт, 2008. – 386 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год