Игровые задания как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Тишкина Наталья Прокопьевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.09.2022 07:26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игровые задания как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: в данной статье рассматривается проблема развития связной речи у старших дошкольников. Определены такие понятия, как «дошкольный возраст», «связная речь», «игра», «игровые задания». Особое внимание в статье уделено использованию игровых заданий, как одного из эффективных методов развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, связная речь, игра, игровые задания. Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста явялется весьма актуальной в связи с тем, что связная речь позволяет ребёнку в полной мере реализовать своё личностный и социальный потенциал, т. к. она лежит в основе общения, взаимодействия с окружающими людьми. К моменту поступления в школу у дошкольника должны быть сформированы такие умения, как умение высказывать свои мысли, составлять небольшой текст на определённую тему, строить диалог. В связи с этим, перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача – создать благоприятные условия для формирования связной речи у детей дошкольного возраста.
Исследованию развития связной речи посвящали свои труды такие учёные, как Л.С. Выготский, В.В. Гербова, Н.И. Жинкин, Э.П. Короткова, В.И. Логинова, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и многие другие. Исследователи отмечали, что именно старший дошкольный возраст является сензитивным, т. е. наиболее благоприятным, для развития у ребёнка важнейших психических процессов, в частности познавательных, которые способствуют успешного формированию связной речи. В то же время, речь дошкольников должна быть выразительной, непосредственной и «живой», ведь связная речь тесно связана с миром мыслей. В связной речи находят своё отражение логика мышления детей, их способность осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, логической речи [3]. Способность дошкольника грамотно выстраивать своё высказывание является показателем уровня его речевого развития и в дальнейшем оказывает огромное влияние на успешность обучения в школе: умение давать развёрнутые ответы на вопросы, умение воспринимать и воспроизводить текстовые учебные материалы, умение самостоятельно излагать свои суждения [4]. Исследователи определяют связную речь как смысловое развёрнутое высказывание, которое обеспечивает общение и взаимопонимание между людьми. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, которое включает в себя связанные между собой и тематически объединённые отрезки [7]. Развитие связной речи также оказывает немаловажное влияние на эстетическое воспитание дошкольников: с помощью самостоятельных детских сочинений, пересказов литературных произведений происходит развитие выразительности речи, образности, а также обогащение художественно-речевого опыта детей дошкольного возраста. Способность ребёнка рассказывать помогает ему быть общительным, менее застенчивым, уверенным в своих собственных силах и способностях [1]. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности, а также в процессе общения друг с другом и с взрослыми:
У старших дошкольников развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. В процессе развития детских представлений и понятий происходит совершенствование мыслительной деятельности детей: они учатся обобщать, делать выводы, формулировать суждения и умозаключения. В диалогической речи старшие дошкольники пользуются достаточно точным, кратким или развёрнутым ответом. Также, в определённой мере формируется умение задавать вопросы, исправлять ответы других детей [8]. Развитие всех сторон связной речи невозможно без освоения её звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка [1]. В развитие звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука, заданного от звука, им самим произносимого. В старшем дошкольном возрасте продолжается процесс фонематического развития. Ребёнок правильно слышит звуки и говорит, он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У него складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков [4]. В настоящее время неотъемлемой частью современных образовательных технологий являются игровые технологии. Их умелое применение педагогами дошкольных образовательных учреждений делает занятия с детьми интересными и увлекательными, создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности – игре [6]. Благодаря игре дети способны быстро включиться в любую деятельность, вникнуть в её содержание, а также запомнить её правила и легко их выполнить [5]. Эффективным средством развития и воспитания детей дошкольного возраста являются игровые задания [2]. Игровые задания – это метод активного обучения, который включает в себя единичные действия, несложные правила, примитивную процедуру действий конкретных участников и короткий контроль времени. В своей работе я использую следующие игровые задания, направленные на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (табл. 1). Таблица 1 – Перспективный план использования игровых заданий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В данном комплексе игровых заданий присутствует работа над всеми типами связной речи: описание, повествование, рассуждение. Подобранные игровые задания можно использовать также в различных видах детской деятельности (игра, наблюдения и т. д.), в самостоятельной деятельности детей. Список использованной литературы:
|