«Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников грамматического строя речи» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Скворцова Елена Викторовна | |||
08.09.2022 08:56 | |||
«Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников грамматического строя речи» Теоретический подход Задача речевого развития дошкольников Овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей Направления психолого – педагогических проблем развития речи
Задачи грамматической работы в ДУ
Условия формирования грамматического строя речи
Периоды в формировании грамматического строя русского языка(А. Н. Гвоздев) Первый период — предложений, состоящих из аморфных слов — корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. З мес. до 1 г. 10 мес.). Второй период — усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматически категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет). Третий период — усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от З до 7 лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные формы. Методы и приемы Морфологический строй речи Показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами Учить правильно применять глаголы в форме 1,2, 3-го лица единственного и множественного числа Учить правильно употреблять категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнеся действие и предмет ж.р, м.р, ср. р Учить образованию повелительного наклонения глагола – действия и к образованию сослагательного наклонения – возможного или предполагаемого действия Знакомить с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными, со степенями сравнения прилагательных Учить правильно применять местоимения, наречия, числительные, союзы, предлоги Словообразование Увеличительность Уменьшительность Ласкательность Синтаксис Специальные упражнения(Ушинский) Словообразование: гнездо птенцы, или птичье гнездо, хвост лошади, или..., хвост лисицы, или..., верность собаки, или..., лапка лягушки, или..., лапа медведя, или.... Морфология: железо тяжело, но свинец еще тяжелее, лошадь высока, но верблюд еще... (выше), белка хитра, но лисица еще... (хитрее), месяц светит ярко, а солнце груша садкая, а мед еще... свои глаза, дороже алмаза... (что?). Я не отдам ни за что... (чего?) трудно не верить... (нему?). Берегите пуще всего... (что?). Мы видим небо и землю (чем?). Кто же заботится..., (о чем?). Синтаксис: копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как? Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому? собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что? Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как? Методическая литература О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»; Методическое пособие Т. Б. Филичева, А. В. Соболева «Развитие речи дошкольника»; Игры с буквами и словами В. Волиной «Праздник букваря»; А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок». Факторы, влияющие на грамматические ошибки у дошкольников
З. Бедный запас знаний об окружающем мире и объем словаря, а также состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия речи; 4. Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (прежде всего неправильная речь родителей и воспитателей); 5. Педагогическая запущенность, недостаточное внимание к детской речи. Заключение При формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания
|