Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников грамматического строя речи»
Развитие речи у детей
Автор: Скворцова Елена Викторовна   
08.09.2022 08:56

«Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников грамматического строя речи»«Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников грамматического строя речи»

Теоретический подход

Задача речевого развития дошкольников

Овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей

Направления психолого – педагогических проблем развития речи

 

Скачать презентацию

Задачи грамматической работы в ДУ

  1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи
  2. Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное)
  3. Развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр

Условия формирования грамматического строя речи

  1. Благоприятные условия воспитания
  2. Достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха
  3. Наличие активной речевой практики
  4. Состояние нервной системы ребенка. В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.

Периоды в формировании грамматического строя русского языка (А. Н. Гвоздев)

Первый период — предложений, состоящих из аморфных слов — корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. З мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период — усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматически категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период — усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от З до 7 лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные формы.

Методы и приемы

Морфологический строй речи

Показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами

Учить правильно применять глаголы в форме 1,2, 3-го лица единственного и множественного числа

Учить правильно употреблять категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнеся действие и предмет ж.р, м.р, ср. р

Учить образованию повелительного наклонения глагола – действия и к образованию сослагательного наклонения – возможного или предполагаемого действия

Знакомить с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными, со степенями сравнения прилагательных

Учить правильно применять местоимения, наречия, числительные, союзы, предлоги

Словообразование

Увеличительность

Уменьшительность

Ласкательность

Синтаксис

Специальные упражнения (Ушинский)

Словообразование:

гнездо птенцы, или птичье гнездо,

хвост лошади, или...,

хвост лисицы, или...,

верность собаки, или...,

лапка лягушки, или...,

лапа медведя, или....

Морфология:

железо тяжело, но свинец еще тяжелее,

лошадь высока, но верблюд еще... (выше),

белка хитра, но лисица еще... (хитрее),

месяц светит ярко, а солнце

груша садкая, а мед еще...

 свои глаза, дороже алмаза... (что?). Я не отдам ни за что... (чего?) трудно не верить... (нему?). Берегите пуще всего... (что?). Мы видим небо и землю (чем?). Кто же заботится..., (о чем?).

Синтаксис:

копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?

Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?

собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что?

Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади?

Как?

Методическая литература

О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»;

Методическое пособие Т. Б. Филичева, А. В. Соболева «Развитие речи дошкольника»;

Игры с буквами и словами В. Волиной «Праздник букваря»;

А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок».

Факторы, влияющие на грамматические ошибки у дошкольников

  1. Общие психофизиологические закономерности развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
  2. Трудности овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

З. Бедный запас знаний об окружающем мире и объем словаря, а также состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия речи;

4. Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (прежде всего неправильная речь родителей и воспитателей);

5. Педагогическая запущенность, недостаточное внимание к детской речи.

Заключение

При формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год