Развитие связной речи через дидактические игры |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Акимова Светлана Валентиновна | |||
08.09.2022 07:40 | |||
Развитие связной речи через дидактические игры
Развитие связной речи является одним из важнейших направлений педагогической работы в детском саду. Следует отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 1 присутствует самостоятельная образовательная область «Речевое развитие». Особое значение развитие красивой и грамотной связной речи детей имеет в старшем дошкольном возрасте, поскольку в этот период осуществляется подготовка детей к поступлению в школу.
В МБДОУ «Детский сад №103» Нижнего Новгорода нами проводится комплексная работа с детьми подготовительной группы по развитию у них связной речи. Одним из эффективных средств речевого развития детей являются дидактические игры, что подтверждается нашими наблюдениями за детьми, результатами диагностики, а также опытом коллег. В методическом кабинете нашего детского сада присутствуют издания, которые показались нам ценными для построения работы по речевому развитию детей: в частности, пособие Н.Ю. Микхиевой 2, Т.А. Ткаченко 3 и др. Применяя дидактические игры в работе с детьми, мы отмечаем, что игровая форма вызывает значительный интерес детей, повышает их мотивацию к занятиям. В связи с этим, нами сформирована большая картотека дидактических игр, способствующих развитию связной речи старших дошкольников. В качестве примера приведем дидактическую игру «Профессии»: детям предлагается сопоставить картинки с изображением представителя той или иной профессии и инструментом, который применяется в данной профессии, а также предлагается составить описательный рассказ по схеме «Расскажи о профессии». Схема включает в себя стрелки, символы и т.д., что помогает детям построить связный рассказ. Следует отметить, что, организуя работу с детьми, наша цель состоит не в том, чтобы научить детей составлять длинные предложения, а в том, чтобы сформировать навыки составления грамотного, красивого текста с применением союзов, предлогов, местоимений так, чтобы это было уместно. Значимым навыком детей является построение предложений с применением предлогов, обозначающих положение объекта в пространстве. Развитию этого навыка помогает созданная нами дидактическая игра «Предлоги», которая представляет собой сочетание геометрических фигур (шарик над квадратом, под квадратом, в квадрате и т.д.). Развитию связной речи и воображению детей способствует дидактическая игра «Составь предложение»: детям предлагаются изображения фруктов, а также мальчика в действии (мальчик бежит, мальчик ест и т.д.). Детям необходимо выбрать несколько картинок и на их основе составить связный текст. Все созданные и подобранные нами дидактические игры объединены в папки «Умная книга» и «Развитие речи». В этих папках присутствуют такие дидактические игры на развитие связной речи, как «Определи местоположение», «Определи время суток», «Слова-антонимы», «Назови признак», «Образование прилагательных» и другие. В дидактических играх присутствуют не только плоские изображения с заданиями, но и объемные изображения из пластика, бумаги, ткани, чтобы дети могли потрогать разнообразные материалы игр, это вызывает интерес у детей. Организуя занятия с применением дидактических игр, мы чередуем игры, позже возвращаемся к ним снова, учитываем интерес детей к каждой конкретной игре. Учет интересов детей является очень важным, так как занятия с дидактическими играми не должны превратиться в школьный урок, ведь дошкольный возраст – это время игры. Речевое развитие, познание детьми тонкостей языка, формирование правильной, грамотной связной речи является непростой задачей. Поэтому в ходе игр мы оказываем детям эмоциональную поддержку: «Молодец!», «У тебя все получается». Сохранить мотивацию, стремление детей к знаниям в дошкольном возрасте – это очень важная задача педагога. Таким образом, наш опыт и опыт коллег показывает, что дидактические игры эффективны для развития связной речи дошкольников. Мы стремимся к тому, чтобы картотека игр была как можно более обширной, чтобы у детей была возможность играть в разные игры, а это поддерживает мотивацию и интерес детей к занятиям. Список использованной литературы
|