Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие связной речи через дидактические игры
Развитие речи у детей
Автор: Акимова Светлана Валентиновна   
08.09.2022 07:40

Развитие связной речи через дидактические игрыРазвитие связной речи через дидактические игры

  • Автор: Акимова Светлана Валентиновна, воспитатель
  • Организация: МБДОУ «Детский сад №103»
  • Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Развитие связной речи является одним из важнейших направлений педагогической работы в детском саду. Следует отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 1 присутствует самостоятельная образовательная область «Речевое развитие». Особое значение развитие красивой и грамотной связной речи детей имеет в старшем дошкольном возрасте, поскольку в этот период осуществляется подготовка детей к поступлению в школу.

 

В МБДОУ «Детский сад №103» Нижнего Новгорода нами проводится комплексная работа с детьми подготовительной группы по развитию у них связной речи. Одним из эффективных средств речевого развития детей являются дидактические игры, что подтверждается нашими наблюдениями за детьми, результатами диагностики, а также опытом коллег. В методическом кабинете нашего детского сада присутствуют издания, которые показались нам ценными для построения работы по речевому развитию детей: в частности, пособие Н.Ю. Микхиевой 2, Т.А. Ткаченко 3 и др.

Применяя дидактические игры в работе с детьми, мы отмечаем, что игровая форма вызывает значительный интерес детей, повышает их мотивацию к занятиям. В связи с этим, нами сформирована большая картотека дидактических игр, способствующих развитию связной речи старших дошкольников.

В качестве примера приведем дидактическую игру «Профессии»: детям предлагается сопоставить картинки с изображением представителя той или иной профессии и инструментом, который применяется в данной профессии, а также предлагается составить описательный рассказ по схеме «Расскажи о профессии». Схема включает в себя стрелки, символы и т.д., что помогает детям построить связный рассказ. Следует отметить, что, организуя работу с детьми, наша цель состоит не в том, чтобы научить детей составлять длинные предложения, а в том, чтобы сформировать навыки составления грамотного, красивого текста с применением союзов, предлогов, местоимений так, чтобы это было уместно.

Значимым навыком детей является построение предложений с применением предлогов, обозначающих положение объекта в пространстве. Развитию этого навыка помогает созданная нами дидактическая игра «Предлоги», которая представляет собой сочетание геометрических фигур (шарик над квадратом, под квадратом, в квадрате и т.д.).

Развитию связной речи и воображению детей способствует дидактическая игра «Составь предложение»: детям предлагаются изображения фруктов, а также мальчика в действии (мальчик бежит, мальчик ест и т.д.). Детям необходимо выбрать несколько картинок и на их основе составить связный текст.

Все созданные и подобранные нами дидактические игры объединены в папки «Умная книга» и «Развитие речи». В этих папках присутствуют такие дидактические игры на развитие связной речи, как «Определи местоположение», «Определи время суток», «Слова-антонимы», «Назови признак», «Образование прилагательных» и другие. В дидактических играх присутствуют не только плоские изображения с заданиями, но и объемные изображения из пластика, бумаги, ткани, чтобы дети могли потрогать разнообразные материалы игр, это вызывает интерес у детей.

Организуя занятия с применением дидактических игр, мы чередуем игры, позже возвращаемся к ним снова, учитываем интерес детей к каждой конкретной игре. Учет интересов детей является очень важным, так как занятия с дидактическими играми не должны превратиться в школьный урок, ведь дошкольный возраст – это время игры.

Речевое развитие, познание детьми тонкостей языка, формирование правильной, грамотной связной речи является непростой задачей. Поэтому в ходе игр мы оказываем детям эмоциональную поддержку: «Молодец!», «У тебя все получается». Сохранить мотивацию, стремление детей к знаниям в дошкольном возрасте – это очень важная задача педагога.

Таким образом, наш опыт и опыт коллег показывает, что дидактические игры эффективны для развития связной речи дошкольников. Мы стремимся к тому, чтобы картотека игр была как можно более обширной, чтобы у детей была возможность играть в разные игры, а это поддерживает мотивацию и интерес детей к занятиям.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.
  2. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2021. – 96 с.
  3. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 63 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год