Развитие речи ребенка дошкольного возраста посредством использования разнообразных приемов, упражнений и дидактических игр. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Артемова Елена Евгеньевна | |||
30.06.2022 19:40 | |||
Развитие речи ребенка дошкольного возраста посредством использования разнообразных приемов, упражнений и дидактических игр. Методическая подборка. Подготовила: Учитель — логопед: Артемова Е.Е. 1. Пояснительная записка: Одно из необходимых условий речевого развития ребенка – создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих близких, наблюдениях жизни семьи и детского сада. Необходимо создать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой и такие ситуации, которые стимулируют потребность ребенка в речевых высказываниях. Одна из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду – развитие речи, обучение родному языку.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребенка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Проблема недоразвитие связной речи приобретает особую актуальность при переходе детей с дошкольной на школьную ступень детства. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития связной речи и мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитая речь не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствуют его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации воспитания и обучения – сделать занятие по формированию связной речи максимально эффективным для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное общее развитие. 1. 1. Актуальность проблемы речевого развития. Актуальность темы связана с тем, что развитие связной речи – одна из центральных задач развивающей работы с детьми. Связная речь является показателем того, насколько ребенок владеет лексическим богатством родного языка, отражает уровень эстетического. умственного, эмоционального развития ребенка. (О. С. Ушакова, Ф.А. Сохин). В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи. «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». С развитием речи связанно формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому, определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение с применением разнообразных методов, приемов, упражнений и дидактических игр. Данная методическая подборка нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления. Картотека составлена с учетом программного содержания образовательного процесса детского сада. Применение данного материала позволит в занимательной, игровой форме использовать речевые игры, которые способствуют успешному овладению звуковым анализом слов, а также с интересом наблюдать за их использованием в связной речи. Предлагаемый материал является целесообразным для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности детей, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание отображает круг интересов ребенка данного возраста. Собранный материал позволяет решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и эффективно достигнуть главной цели – развития связной речи детей. Занимательные задания и игры помогут развить речь, правильно произносить трудные звуки родного языка, пополнить словарный запас, научиться правильно и грамотно произносить слова Все игры и упражнения, собранные в методической подборке легко применяемы на занятиях. В основе занятия лежит всегда лексическая тема, в рамках которой мы решаем ряд образовательных задач. Ключевые понятия вводятся через игровые занятия и упражнения. Поэтому, воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно и последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Монологическая речь более сложная, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести в обстоятельства события, достичь понимания рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Практика показывает, что в качестве эффективного средства обучения связной речи можно использовать различные техники и приемы (мнемотехники, алгоритмы и т.д.). Занимательные задания и дидактические игрыявляются одним из основных направлений в образовательном процессе. С помощью игры усвоения сложного материала происходит без напряжения. Ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу. 1. 2.Цели, задачи, содержание и условия развития речи детей дошкольного возраста. Одна из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду –развитие всех сторон речи, обучение родному языку, а целью речевого развития – доведения его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа. Цель: Развитие правильной связной речи у дошкольников через пересказ художественных произведений, игру – драматизацию, составление творческих рассказов, используя в педагогическом процессе различные методы, приемы, упражнения и дидактические игры. Целью работы педагога по развитию речи является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Согласно ФГОС речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи: фонематического слуха; знакомство с книжной культурой: развитие речи через художественную литературу; формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте» Задачи: Образовательная: *Учить детей пересказывать художественные произведения, составлять простейшие рассказы, сказки. *Грамматически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, пополнять словарь детей. Особое внимание уделить его качественной стороне. *Увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов и т.д,. *Помогать ребенку как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь. Развивающая:
Воспитательная:
2. Требования ФГОС ДО по речевому развитию. Из общей цели развития речи детей дошкольного возраста вытекает ряд частных специальных задач, и решаются они на протяжении всего дошкольного детства, при этом на каждом возрастном этапе осуществляется их постепенное усложнение. Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Развитие словаря. В общей системе по развитию речи в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активация занимают очень большое место в образовательном процессе. Развитие словаря предполагает работу над словом как единицей языка, в частности над многозначимостью слова. Раскрытие смыслового богатства слова играет большую роль в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Воспитание звуковой культуры речи. Дети в дошкольном возрасте овладевают звуковой культурой речи зачастую по подражанию окружающих. Педагог помогает дошкольникам овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произношением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Формирования грамматического строя речи. Эта задача предполагает: — формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, падежам, числам) — способов словообразования и синтаксиса (освоение различных типов словосочетаний и предложений) — усвоение материала по подражанию речи взрослых и языковых обобщений. На занятиях в детском саду создаются условия для усвоения трудных грамматических форм, вырабатываются грамматические навыки для предупреждения грамматических ошибок. Развитие связной речи. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная (общение). Развитие связной речи включает развитие ее форм: диалогической и монологической. *Диалогическая (разговорная) речь -направлена на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную речь, вступать в разговор, отвечать на вопросы, пользоваться языковыми средствами. *Монологическая речь- предполагает формирование умение слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над речью, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля над речью. Это обеспечивает подготовку к обучению грамоте. Детям предлагается вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить звуки в нескольких словах. Употребление в формулировках заданий терминов «слов», «звук» позволяет сформировать первые представления о разграничении слова и звука. Воспитание у детей интереса и любви к художественному слову. Развитие монологической речи по средствам чтения художественных произведений. В процессе ознакомления с программной художественной литературы, педагог формирует у детей такие умения, как: слушать и понимать произведения, высказывать суждения об их героях. Дети овладевают умением пересказывать небольшие тексты, запоминать и выразительно читать наизусть стихотворения. Обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, формируются эстетические и нравственные понятия. Таким образом, на основе комплексного подхода создаются предпосылки эффективного развития речевых навыков и умений. 3. Этапы творческого рассказывания. Основные виды связного высказывания — рассказ и пересказ. Самостоятельный рассказ — высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, произношения звуков, правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается. Пересказ-ребенок опирается на готовый речевой образец. Задача, стоящая перед ребенком -запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Умение составлять рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой. Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов. I этап: Анализ содержания картины Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений. При необходимости взрослый исправляет неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа. Начальный этап работы по картине включает в себя установление:
II этап: Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания. Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:
Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются. Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу или родителю, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность и заинтересованность. III этап: Составление исходного рассказа по картине. Цель данного этапа — на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий. В случаях, когда ребенок совсем не может составить рассказ, педагог составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа, ребенок воспроизводит его целиком. IV этап: Планирование творческого рассказа От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается:
При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр.). В каждом конкретном случае цель трансформации сюжета соответствует виду творческого рассказывания, указанному в верхней части таблицы к картине. При уточнении замысла ребенок пользуется вначале внутренней речью. Она, в отличие от внешней, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Причем в первую очередь во внутренних высказываниях сокращаются подлежащие и остаются сказуемые (предикаты). Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (т. е. составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и, в конечном итоге, облегчает составление им творческого рассказа. Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием. Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков — символов основные этапы повествования). V этап: Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств. Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием:
Прежде всего, следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ. (Однажды... Как-то раз... В один летний день и т.д.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания. В случаях, когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец. После прослушивания рассказа, ребенок воспроизводит его самостоятельно. В образцах рассказов могут быть даны предложения с причастными и деепричастными оборотами. Ребенку, для которого такие фразы сложны, не обязательно воспроизводить их дословно. Но для детей с высоким уровнем речевого развития важно, чтобы пересказ образца, как любое занятие, поднимал планку развития, позволял совершенствовать имеющиеся навыки. VI этап: Анализ и оценка творческого рассказа Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах. Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т. п. заменены в таблицах к картинам более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.
|