Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Развитие речи у детей
Автор: Круглянина Мария Алексеевна   
20.06.2022 14:00

Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Развитие речи всегда будет актуальным вопросом в современном мире. Ответственность за формирование речи у детей дошкольного возраста ложится на плечи воспитателей и логопедов в детском саду.

Речь в жизни детей присутствует практически в каждой деятельности. С возрастом она совершенствуется и обогащается. Однако, не смотря на то, что речь и развивается достаточно успешно сама по себе, если в жизни ребенка присутствуют разнообразные и интересные события. Данные обстоятельства важны для развития речи и обладают огромным развивающим потенциалом, но иногда этого бывает недостаточно.

Отмечают несколько средств формирования речи у ребенка:

  • общение ребенка со сверстниками
  • общение ребенка со взрослыми
  • речь педагогов (культурная языковая среда)
  • обучение родному языку на занятиях
  • художественное творчество
  • художественная литература.

Из перечисленных средств особенно важное место в формировании речи занимает художественная литература. Она помогает прочувствовать всю красоту языка, развивать образность речи и способствовать развитию связной речи.

 

Связная речь представляет собой смысловое развернутое высказывание, которое имеет грамматически правильно оформленное высказывание и имеет ряд логических и связанных между собой предложений. Благодаря связной речи люди могут общаться друг с другом и понимать весь смысл сказанного.

В процессе развития связной речи у детей необходимо параллельно развивать мыслительные и творческие способности. Все это можно сделать путем знакомства детей с художественной литературой, которая положительно влияет на разум ребенка, формирует его чувства, эмоциональность и восприимчивость.

Еще в раннем возрасте (в семье, в детском саду) детей знакомят с исконно русским художественным творчеством. Русский народ сохранил и передал множество мудрых потешек, загадок, пословиц и волшебных сказок. В момент чтения сказок дети сопереживают героям, пытаются понимать их чувства, свой внутренний мир, а также учатся управлять своими эмоциями через персонажа сказки. После прочтения художественного произведения желательно обсудить с ребенком сюжет, предложить ответить на вопросы по произведению, завязать с ребенком беседу для высказывания своего отношения к героям. Из всего перечисленного постараться создать условия для речевого творчества ребёнка, помочь ему развивать свои способности.

Средствами литературы открываем мир человеческих чувств, мир взаимоотношений, ребенок узнает как устроен огромный мир вокруг него.

Выделяют следующие методы знакомства детей с художественной литературой:

  • Чтение по книге или наизусть. Воспитатель в процессе чтения старается передать мысль автора, его интонацию и оттенки.
  • Рассказывание. Воспитатель в свободной форме передает текст. В процессе рассказа педагог может заменять слова и передавать свое отношение к произведению. Такой метод более эмоциональный и этим больше вызывает интерес детей.
  • Театрализация. Такая передача художественного произведения больше подходит для повторного изучения произведения.
  • Заучивание наизусть.

Рассказывание и пересказывание художественного произведения является активным методом развития связной речи. Мышление детей в дошкольном возрасте имеет значительные изменения. В этот момент происходит совершенствование мыслительных операций, расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, отсюда следует, что формируется в этот момент и связная речь.

Важно помнить, что на запоминание и рассказывание художественных произведений оказывают влияние следующие факторы: психологические возрастные особенности детей, содержание и форма произведения, качество выразительного чтения взрослого, приемы и методы используемые на занятиях индивидуальные особенности ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная литература – это важное средство развития связной речи у детей. Педагоги должны иметь навыки выразительного чтения, уметь раскрывать и передавать содержание произведения, пользоваться интонацией.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год