Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Круглянина Мария Алексеевна | |||
20.06.2022 14:00 | |||
Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Развитие речи всегда будет актуальным вопросом в современном мире. Ответственность за формирование речи у детей дошкольного возраста ложится на плечи воспитателей и логопедов в детском саду. Речь в жизни детей присутствует практически в каждой деятельности. С возрастом она совершенствуется и обогащается. Однако, не смотря на то, что речь и развивается достаточно успешно сама по себе, если в жизни ребенка присутствуют разнообразные и интересные события. Данные обстоятельства важны для развития речи и обладают огромным развивающим потенциалом, но иногда этого бывает недостаточно. Отмечают несколько средств формирования речи у ребенка:
Из перечисленных средств особенно важное место в формировании речи занимает художественная литература. Она помогает прочувствовать всю красоту языка, развивать образность речи и способствовать развитию связной речи.
Связная речь представляет собой смысловое развернутое высказывание, которое имеет грамматически правильно оформленное высказывание и имеет ряд логических и связанных между собой предложений. Благодаря связной речи люди могут общаться друг с другом и понимать весь смысл сказанного. В процессе развития связной речи у детей необходимо параллельно развивать мыслительные и творческие способности. Все это можно сделать путем знакомства детей с художественной литературой, которая положительно влияет на разум ребенка, формирует его чувства, эмоциональность и восприимчивость. Еще в раннем возрасте (в семье, в детском саду) детей знакомят с исконно русским художественным творчеством. Русский народ сохранил и передал множество мудрых потешек, загадок, пословиц и волшебных сказок. В момент чтения сказок дети сопереживают героям, пытаются понимать их чувства, свой внутренний мир, а также учатся управлять своими эмоциями через персонажа сказки. После прочтения художественного произведения желательно обсудить с ребенком сюжет, предложить ответить на вопросы по произведению, завязать с ребенком беседу для высказывания своего отношения к героям. Из всего перечисленного постараться создать условия для речевого творчества ребёнка, помочь ему развивать свои способности. Средствами литературы открываем мир человеческих чувств, мир взаимоотношений, ребенок узнает как устроен огромный мир вокруг него. Выделяют следующие методы знакомства детей с художественной литературой:
Рассказывание и пересказывание художественного произведения является активным методом развития связной речи. Мышление детей в дошкольном возрасте имеет значительные изменения. В этот момент происходит совершенствование мыслительных операций, расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, отсюда следует, что формируется в этот момент и связная речь. Важно помнить, что на запоминание и рассказывание художественных произведений оказывают влияние следующие факторы: психологические возрастные особенности детей, содержание и форма произведения, качество выразительного чтения взрослого, приемы и методы используемые на занятиях индивидуальные особенности ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что художественная литература – это важное средство развития связной речи у детей. Педагоги должны иметь навыки выразительного чтения, уметь раскрывать и передавать содержание произведения, пользоваться интонацией.
|