Из опыта работы «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Евсеева Галина Федоровна | |||
11.06.2022 22:09 | |||
Из опыта работы «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста» Автор Евсеева Галина Федоровна Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего его развития. С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребёнка особенно ярки в области языка. Но к сожалению, ситуация последних лет такова, что не говорящих детей раннего возраста становится все больше. На протяжении уже долгого времени перед воспитателями и специалистами нашего дошкольного учреждения стоит задача, как не говорящего ребенка вывести на коммуникацию, стимулировать его речевое развитие. К «безречевым» следует отнести детей с различными задержками психоречевого развития. Их объединяет отсутствие мотивации к общению, разлаженность поведения, негибкость в контактах. Вызывание речи у не говорящих детей является достаточно сложной проблемой, над которой и работают педагоги детского сада.
Создание условий для развития речи детей предусматривает:
В период адаптации, практический психолог совместно с учителем-логопедом, методом наблюдений, определили уровень речевого развития детей 1 младшей группы. Специалистами были разработаны ряд консультаций для воспитателей и родителей. Работу по развитию речи детей, мы начали параллельно совершенствуя все составляющие его общего развития, основываясь на методику работы Тамары Александровны Датешидзе, автора методики работы с не говорящими детьми. Основные принципы построения системы коррекционных воздействий, это:
В воспитательно-образовательный процесс были включены такие разделы: Формирование импрессивной речи Работа по развитию импрессивной речи воспитателями ведется в соответствии с лексическими темами, которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы. Развитие экспрессивной речи Работа с каждым отдельным звуком, договаривание слов в небольшой, понятной для детей истории (рассказ с договариванием» используемый в занятии «Как хорошо иметь друзей») Развитие общей моторики. Подражательные игры с движением рук, ног, туловища. (логоритмика) Развитие слухового восприятия. Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители, воспитателями используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Развитие артикуляционной моторики В увлекательной, игровой форме с детьми прорабатываются артикуляционные упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
Развитие просодической стороны речи Очень важны упражнения для таких свойств речи, как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох. Для успешного решения задач стимулирования речевого развития, в группе создана соответствующая развивающая среда, которая создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности. Особое внимание мы уделили созданию центра сенсорного развития, где совмещены как традиционные игры и игрушки, так и современные технологии. Одной из которых является инновационная игровая технология В. Воскобовича. Наш современный мир поражает своим изобилием игр и соответствующих методик и пояснений к ним. В этом многообразии мы отдаём предпочтение играм Воскобовича уже в этом возрасте. Многие спросят «Почему именно эта технология?», ведь бытует мнение, что эти игры похожи на танграмы других авторов. Но в действительности они «не такие же» и «те же самые». Эти игры вариативны и притягательны, в них есть некая «изюминка». Технология отличается высокой эффективностью и доступностью. Её легко осваивают педагоги, в процессе игры создаётся особая доверительная атмосфера между ребёнком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие ребёнка. Развивающие игры от Воскобовича представляют собой самобытную, особенную, творческую и очень добрую методику. Все основано на трех основных принципах::
В работе с детьми 1 младшей группы мы используем двухцветный квадрат. Квадрат Воскобовича – игра-головоломка на трансформацию фигур, где чудесные превращения, сопровождаются сказкой, спонтанно придуманной воспитателем. Такие «превращения» развивают логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику руки, конструктивные умения, учат запоминать цвета и конечно же развивают речь. Также в своей работе по развитию речи детей раннего возраста, мы применяем интеллектуальный тренажёр «Игровизор». При помощи маркера дети могут рисовать, обводить, а потом стереть. Дети в игровой форме выполняют задания, направленные на знакомство с эталонами формы, величины, пространственными отношениями. Отметим явные плюсы пособия:
Приведём пример одной из игр, используемых в работе с игровизором. «Тучка и дождик». Цель: развивать связную речь, мелкую моторику; пополнять словарный запас Посмотрите-ка, ребята, Тучка плачет, Из тучки на землю падают капельки дождя. Нарисуем их короткими черточками сверху вниз, до самого нижнего края листа, вот так. Рисуем и приговариваем: дождик скачет: кап-кап-кап – тоненькие ножки. Все понятно? Тогда начинаем рисовать. Молодцы все справились с заданием. Примененяя в работе с детьми 2-3 лет игровое поле «Геоконт», незаметно для себя ребенок осваивает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Дети с удовольствием рассматривают и создают на «Геоконте» не модели конструирования, а разноцветные паутинки, которые плетёт паук Юк, строят домики для радужных гномов. Центральное место в работе с детьми по развитию речи, занимает развивающая сенсорно-игровая среда «Фиолетовый лес». Сказки Фиолетового леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями, которые выполняют наши малыши. Причудливые имена персонажей «фиолетового леса», ребята запоминают и произносят с лёгкостью. Ведь намного сложнее сказать гусеница, чем просто Фифа. Это не просто герои сказок и приключений, выдуманных нашими воспитателями, это уже полюбившиеся друзья, с которыми хочется играть, выручать из беды, помогать. В своей работе мы используем такие варианты игр в «Фиолетовом лесу»:
С помощью «фиолетового леса» легко накапливать пассивный словарь не говорящих детей, вызывать гласные звуки, а затем и звукоподражание, например звуки животных. У говорящих детей отрабатывается лексико-грамматические категории: один-много, большой- маленький (один гном- много гномов, большой ёж-маленький ёж). Эта среда закладывает фундамент к креативному мышлению, так как это очень важно в наш стремительный нанотехнологический век. Дети не должны мыслить шаблонно: ёлка зелёная, а ёж серый. Так почему же он не может быть фиолетовым, синим, в зависимости от его настроения? Нам интересны эти технологии, мы видим результат и будем продолжать накапливать опыт в этом направлении. Подводя итог, хочется сказать «Достигает тот, кто делает», — утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.
|