Технологии коррекции темпо – ритмической стороны речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна | |||
11.06.2022 20:46 | |||
Технологии коррекции темпо – ритмической стороны речи Темпо — ритмическая организация речи объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно – дыхательную программу и комплекс просодических упражнений. Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи. В своей работе над выразительностью речи мы используем методику Ольги Ивановны Лазаренко.
В ее книги «Диагностика и коррекция выразительности речи детей» содержится практический материал по диагностике и коррекции недостатков выразительной стороны речи детей. Предлагается текстовый материал на базе которого отрабатывается интонационная выразительность и четкость произношения звуков. Рассматриваются такие понятия как выразительность речи, темп, ритм, ударение, интонация. Темп речи — действенное средство ее художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков придает речи особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же равномерно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной. Для диагностики умения изменять темп речи детям предлагается произнести автоматизированные ряды слов с изменением речи по инструкции. 1. посчитать от 1 до 10 (перечислить дни недели), произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончить в быстром темпе (быстро). И наоборот. Или такое задание — Педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе нужно их прочесть. Ходит кот по лавке — Мягонькие лапки. Ушки пушисты, Глазки золотисты. В дом свой прячется от страха. Хвост поджавши, черепаха. С горки мчится паровоз. Без трубы и без колес. С паровозом — три вагона: Михаил и два Антона. 3. (более сложное задание): прочитать стихотворение про себя, подумать, в каком месте нужно прочесть в медленном, среднем, быстром темпе. Прочитать стихотворение вслух. Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Все быстрей, быстрей бегом. Карусель, кругом, кругом! Тише, тише, не спешите! Карусель остановите. Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определенном порядке, через соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха. Ребенок, когда читает стихотворение или прозу, должен чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление. Задания могут быть следующие: Узнать ритмический рисунок при простукивании. Послушайте, я простучу две фразы без слов. Ваша задача, узнать, какая фраза произнесена первой, какая второй. Много снега — много хлеба. От топота копыт пыль по полю летит. Или такое задание: произнесу один из них без слов с помощью слогов та-та-та. Узнайте, какой это текст — первый или второй? Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А между кочками жемчужины. На тонких ниточках висят. Выполним следующее задание: Прочитаем два стихотворных текста, которые представлены на слайде Предлагаем одному из желающих прохлопать, а мы постараемся угадать, какой это стихотворный текст. Нивы сжаты, рощи голы. От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Буря мглою небо кроет. Вихри снежные крутя; То как зверь она завоет. То заплачет как дитя. Голос — важная речевая характеристика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависят от таких его качеств, как чистота дикции, звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность. Обычно дети плохо знают среднее звучание своего голоса. Им нужно помочь осознать его. Это можно сделать так: ребенка просят тихо прочесть четверостишье или прозаический отрывок, затем предлагают прочесть еще тише, потом шепотом, но так, чтобы было слышно всем. Потом педагог просит почитать то же самое громко, еще громче, и только в завершение предлагает читать так, как «хочется голосу» ребенка. Пробуя и сравнивая речь разной громкости, ребенок находит среднее звучание своего голоса. Для работы над высотой голоса ребенку предлагаются следующие задания: Задание 1: назвать дни недели (посчитать от 1 до 5—10) разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот. Задание 2: прочитать отрывок из сказки от лица каждого героя, изобразив голосом, как говорит каждый герой. Сказки «Теремок» «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя» Ударение — один из важнейших признаков слова как звукового явления. Чувствительность к ударению, ударному слогу в слове — очень важный раздел в обучении детей. Силовой характер ударения в русском языке определяет напряженность артикуляции и длительность звучания ударных слогов по сравнению с безударными. В русском языке ударение является разноместным, т.е. оно может падать на любой слог. Ударение играет смыслоразличительную роль: замок (на двери) и замок (дворец). Русское ударение подвижно. Определение ударного слога вызывает трудности как у старших дошкольников, так и у младших школьников. Несколько заданий на умения выделять ударный слог в слове Задание 1: отхлопать слова, ударный слог — громкий хлопок, безударный — негромкий. Или предложить такое задание: подобрать слова, картинки, предметы под заданные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х. Давайте попробуем подобрать картинка к схемам. Можно усложнить задание: графически зарисовать диктуемые педагогом слова. Интересное задание прослушать слова-омонимы и графически зарисовать ударения. Замок — замок. Полки — полки. Атлас — атлас. Мою — мою. Село — село. Уже — уже. Пары — пары. Хлопок — хлопок. Или графически записать предложение. Дорога домой. Дорога каждая минута. х-Х-х х-Х х-х-Х Х-х-х х-Х-х Времени было мало. Дитя еще мало. Х-х-х Х-х Х-х х-Х х-Х х-Х Или выписать парами слова, которые отличаются местом ударения, поставить ударение.
Интонация — совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация — явление сложное, целостное. В ней выделяются следующие компоненты: сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм (темпоритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр. Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость...), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость.). Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка. Интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном общении, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.
|