Опыт работы — развитие речи детей через ТРИЗ – технологию. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Давыдова Татьяна | |||
23.05.2022 11:05 | |||
Опыт работы — развитие речи детей через ТРИЗ – технологию. Цель
Задачи:
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрали именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы. Мы составили картотеку игр и тренингов для детей младшего и среднего дошкольного возраста, а так же изготовила необходимые пособия. А именно: Пособие «Круги Луллия»: с его помощью уточняем знания детей в различных предметных областях; развиваем вариативность воображаемых образов. Пособие «Гусеничка»: предназначено для упражнения в классификации объектов по признакам, закрепления умения составлять описательные рассказы, составлять загадки. Пособие «Вертолина» — поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Пособие «Часы»: использовали на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок, использовали его для упражнения детей в определении и назывании признаков предметов. Все эти пособия используются по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации. Элементы ТРИЗ мы применяем во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников С целью повышения компетентности родителей в сфере инновационных технологий (ТРИЗ) была проведена следующая работа с родителями:
Результаты итоговой диагностики показали, что использование методов данной технологии, значительно повысили уровень связной речи детей. Так же в ходе наблюдений отметили, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.
|