Развитие и коррекция связной речи посредством художественного конструирования. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Саморукова Оксана Николаевна, Зейналова Пержаган Бугаудиновна, Орлова Людмила Сергеевн | |||
06.05.2022 10:56 | |||
Развитие и коррекция связной речи посредством художественного конструирования. Темой опыта по развитию и коррекции связной речи посредством художественного конструирования выбрана новая многогранная проблема развития речи и творческого потенциала личности. Отечественные и зарубежные учёные предполагали, что одним из условий развития связной речи у детей дошкольного возраста является творческий процесс. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л.С. Выготского. А.Р. Лурия, А.К. Марковой и др. авторов, возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
У нормально развивающихся детей к началу школьного возраста происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Она приобретает новые функции. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. Причиной этому бывают различные нарушения дизонтогенеза. Несмотря на достаточную научно теоретическую разработанность данной темы, проблема взаимосвязи развития и коррекции связной речи посредством художественного конструирования у детей остаётся малоизученной областью. Не разработаны методические рекомендации по практической работе с детьми данной возрастной категории. У ребёнка, имеющего речевое недоразвитие, до специального обучения знакомство с окружающим его предметным миром оказывается обеднённым, поверхностным. Страдают все компоненты речи: словарь, лексика, грамматика. Нарушены психические процессы: память, внимание, мышление. Работая в детском саду с детьми и проводя занятия по художественному конструированию, было обращено внимание на то, что наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять и коррекционные задачи:
Учитывая особенности детей, была определена тема данной работы: «Система работы по развитию и коррекции связной речи посредством художественного конструирования». Занятия по коррекции связной речи детей посредством художественного конструирования – это продуктивная деятельность. А если ребёнок что-то видит и делает, то он без труда сможет это называть. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребёнка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных опытах. дети в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать. В продуктивной деятельности ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие). Это оказывает положительное влияние на развитие связной речи. Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом условий для развития и формирования связной речи. Исходя из выше сказанного, цель работы: создание условий для развития и коррекции связной речи у детей посредством художественного конструирования. Исходя из цели, объектом работы стали: особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения, развития и коррекции стали: процесс развития и коррекции связной речи у детей дошкольного возраста посредством художественного конструирования. Основная гипотеза работы состояла в том, что развитие и коррекция связной речи у детей возможно, если:
Актуальность проблемы позволила определить круг задач:
Алгоритмом решения этой задачи является реализация следующих «шагов»: А) Коррекционные:
Б) Воспитательные:
В) Образовательные:
5. Проследить эффективность работы по развитию и коррекции связной речи у детей дошкольного возраста посредством художественного конструирования. Для реализации поставленных задач был подобран психолого-педагогический инструментарий.
Участие родителей в работе по развитию связной речи у детей стало актуальной задачей. Для эффективности работы используются различные организационные формы, а именно:
Взаимодействие со специалистами (учителем-логопедом; педагогом-психологом, педагогом по физической культуре, музыкальным руководителем) проходит по нескольким направлениям: Учитель-логопед – участие в составлении целей и задач по развитию связной речи у детей. Педагог-психолог – развитие психических процессов, а именно восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой регуляции деятельности, развитие мотивационной составляющей деятельности; Педагог по физической культуре – развитие двигательных умений и навыков; Музыкальный руководитель – развитие артикуляционного аппарата, музыкально-ритмические занятия. Для систематизации и подтверждения гипотезы было проведено исследование уровня развития связной речи. Этот этап включал в себя: беседы с детьми; определение необходимых тестов и методик, соответствующих цели исследования. Однако изучение уровня развития связной речи у детей было бы однобоким, если не учитывать такой компонент как степень соответствия создаваемого образа оригиналу, перехода его из одного состояния в другое. Поэтому, наряду с методиками, изучающими уровня развития связной речи, был подобран тестовый материал, направленный на изучение этих факторов:
Основными критериями отбора методик является:
Все дети были условно разделены на 5 групп по уровням овладения связной речью:
«Художественное конструирование, как средство развития связной речи» Взаимодействие с родителями. Пожалуй, каждый родитель хотел бы, чтобы в жизни ребёнка было как можно меньше проблем, страхов, разочарований. Чтобы его ребёнок с лёгкостью переносил все тяготы и лишения, которые подстерегают на жизненном пути. Увы и ах, такого не бывает. За успехом стоит огромный труд и терпение Вас – родителей, нас – педагогов, и, конечно же, самого ребёнка. Художественное конструирование – является основным средством обеспечения гармонии в эмоциональной и интеллектуальной сферах ребёнка. Необходимыми составляющими художественного конструирования являются: свободный полёт фантазии, богатое воображение, интуиция, особое восприятие событий и явлений. Конструируя, ребёнок приобретает не только дополнительные навыки. Художественное конструирование – это средство от стресса и усталости. Когда вы творец и созидатель, у вас появляется чувство собственной состоятельности и защищённости. Когда ребёнку плохо – он плачет или угрюмится, или как мы любим говорить «плохо себя ведёт». И малыш не в состоянии понять наши слова: «успокойся», «не плач», «всё будет хорошо». Однако позволить пребывать ребёнку в таком состоянии долго мы не можем. И здесь на помощь нам приходит художественное конструирование. Оно направленно на выплеск негативной энергии, на стабилизацию эмоционального состояния, на повышение адаптивных возможностей организма, и что самое главное – на развитие связной речи у детей. Так уж устроено, что нам постоянно приходится приспосабливаться к новым условиям, которые предлагает общество. С приходом в детский сад привычные для него формы общения разрушаются. Ведь он ждёт от воспитателя того, к чему он привык. И воспитателю неизвестно, чего конкретно ждёт от неё малыш. У ребёнка не всегда сформированы первоначальные элементы продуктивной предметной деятельности. Ребёнок не знает что такое бумага, карандаши, краски, пластилин, клей, ножницы. Соответственно, их назначение и применение для детей остаётся загадкой. Ваша помощь в приучении детей к продуктивной творческой деятельности является незаменимой. Интересно, что народная педагогика придаёт большое значение художественному конструированию. Характерной её особенностью является умение приспособить для игры любой предмет: катушку ниток, деревянные брусочки, палочки, ветки, пузырьки, цветные лоскутки и ленточки, набитый ватой и перевязанный рукав, или носочек в виде головы с юбочкой и т. д. В народных творческих играх всякий предмет может менять значение: горсть камешков из курочки с цыплятами превращается в поезд с вагончиками или в солдатиков. Повязанная платочком деревянная ложка становится важной дамой, а если платочек развязать и покачать ложку на нём, как на качелях, то это уже баюкают малыша в люльке. Всё это развивает его стремление к познанию мира, развивает связную речь ребёнка. Поощряя творчество ребёнка, будьте готовы к тому, что всё он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем Вы. Исходите из задатков самого ребёнка, создавая ему условия для раскрытия его потенциальных возможностей. В конце концов, главное – не воспитание таланта и гения, а главное – будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности. Формирование и развитие творческой личности детей Пожалуй, каждый родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Необходимыми составляющими творчества являются: свободный полёт фантазии, богатое воображение, интуиция. Детские впечатления, фантазии, особое восприятие событий и явлений часто содержат зародыши творчества. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в эмоциональный опыт раннего детства. Также, за последние десятилетия в психологии накоплено много новых сведений о возможностях не только младенцев, но и детей находящихся ещё в утробе матери. Приобщение ребёнка к человеческой культуре происходит задолго до его рождения. Ещё в период внутриутробного развития все органы чувств плода тренируются, настраиваются на встречу с реальной действительностью. В литературе сообщалось о сенсационном открытии узнавания новорождёнными стихотворений, которые матери читали во время беременности. У матерей, регулярно занимавшихся во время беременности прослушиванием музыки, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом. И если Вы хотите, чтобы Ваш малыш вырос творческой личностью, то ничего не мешает Вам дать ему возможность ещё во время внутриутробной жизни слышать музыкальные и поэтические произведения. После рождения, произведения искусства могут стать для ребёнка таким же естественным источником впечатлений, как и все остальные воздействия окружающей среды. Но чтобы они приобрели значимость для малыша, их восприятие опосредуется общением с мамой или другими близкими родственниками. Всё что они делают, сразу становится привлекательным для малыша, а ранние впечатления бывают наиболее яркими и оставляют глубокий след в последующей жизни. Творчество, игра, фантазия – это прекрасные психотерапевтические средства, которые дадут, кроме всего прочего, возможность отдохнуть, снять напряжение, повысить эмоциональный тонус. Большое значение в народной педагогике придаётся ритму: это прибаутки и присказки, похлопывание и притопывание, ритмичные совместные игры. Во время купания или умывания можно приговаривать: Водичка, водичка, Когда малыша учат ходить, то приговаривают: А дыбок, дыбок, дыбок, А мой Васенька пойдёт, На дорожку не садись, Развиваясь, и приобщаясь к речевой культуре в более поздний период дошкольного детства у ребёнка расширяются возможности для проявления самостоятельного творчества. Это связано с тем, что он научается игре – ведущему виду деятельности в этот период. Интересно, что народная педагогика придаёт большое значение игре. Характерной её особенностью является умение приспособить для игры любой предмет: катушку ниток, деревянные брусочки, палочки, ветки, пузырьки, цветные лоскутки и ленточки, набитый ватой и перевязанный рукав, или носочек в виде головы с юбочкой и т. д. В народных творческих играх всякий предмет может менять значение: горсть камешков из курочки с цыплятами превращается в поезд с вагончиками или в солдатиков. Повязанная платочком деревянная ложка становится важной дамой, а если платочек развязать и покачать ложку на нём, как на качелях, то это уже баюкают малыша в люльке. Всё это развивает его стремление к познанию мира. Поощряя творчество ребёнка, будьте готовы к тому, что всё он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем Вы. Исходите из задатков самого ребёнка, создавая ему условия для раскрытия его потенциальных возможностей. В конце концов, главное – не воспитание таланта и гения, а главное – будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству. Литература
|