Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи старших дошкольников с целью профилактики нарушений письменной речи.
Развитие речи у детей
Автор: Кочеткова Светлана Анатольевна Крючкова Кристина Михайловна Сиргазиева Гульшат Сериккалиевна   
09.05.2022 21:21

Развитие речи старших дошкольников с целью профилактики нарушений письменной речи.Развитие речи старших дошкольников с целью профилактики нарушений письменной речи.

Логопедическое обследование воспитанников старшего дошкольного возраста ежегодно демонстрирует увеличение количества детей с фонетическим, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Около 90 процентов воспитанников подготовительных к школе групп имеют нарушения звукопроизношения, у 60 процентов при этом встречаются ошибки в словоизменении и словообразовании, бедный словарь, несформированность навыков фонематического анализа и синтеза, что приводит к нарушению письменной речи при обучении детей в школе.

Для гармоничного речевого развития важно своевременное формирование основных компонентов речевой системы, однако регламент работы дошкольного логопункта не позволяет охватить коррекционной работой всех детей, нуждающихся в логопедической помощи, в связи с чем большое значение приобретает взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей групп, учет воспитателями при построении НОД особенностей речевого развития воспитанников группы.

С целью выявления наиболее типичных ошибок, не соответствующих онтогенезу развития ребенка с речевой нормой, в начале учебного года воспитанники были обследованы по речевым картам Н.В. Нищевой для дошкольников с ОНР, в которых задания сгруппированы в соответствии с возрастом детей (4, 5, 6 лет). По итогам обследования были выделены следующие основные ошибки.

Склонение слов лев, рот, ухо, кольцо вызвало значительные затруднения у воспитанников старших групп. Более чем у 50 % воспитанников подготовительных к школе групп возникли трудности с образованием формы множественного числа существительных глаз, лист, стул, дерево, пень, воробей. Чаще всего во всех возрастных группах встречались ошибки при употреблении имен существительных в предложном и творительном падеже. Были отмечены трудности при склонении существительных среднего рода.

 

Большая часть воспитанников старших и подготовительных к школе групп не употребляют в речи или путают предлоги из-за, из-под с предлогом из (из скамейки, из забора). Кроме того, довольно часто возникают ошибки в использовании предлогов до, у, о, за.

Только небольшое количество детей смогли правильно подобрать уменьшительно-ласкательный суффикс для слов ведро, забор, окно (для 5 лет); изба, крыльцо, кресло (для 6 лет). Много ошибок было зафиксировано при назывании детенышей животных, а также их «мам» и «пап». Около 60 % детей 6 лет не справляются с образованием относительных и притяжательных прилагательных. Только 30 % воспитанников 5 лет смогли выделить начальный ударный гласный звук. Большинство детей последовательность и количество звуков в слове могут определить только перед школой, к 7 годам. Подобные результаты были зарегистрированы и годами ранее, при обследовании других детей данных возрастных групп.

Несмотря на то, что речевому развитию в ДОУ всегда уделялось и уделяется особое внимание, так как речевое развитие сопровождает все виды деятельности ребенка, на основании полученных результатов можно сделать вывод об увеличении количества детей с нарушением формирования фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, что в младшем школьном возрасте приводит к формированию дислексии, дисграфии и дизорфографии.

Непосредственно образовательная деятельность в нашем детском саду разрабатывается на основе программы «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович), в которой имеются специальные разделы: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Задачами этих разделов является развитие связной речи и освоение грамматической и звуковой культуры речи.

Воспитанники старших групп МОУ «СОШ № 61» обследовались в начале и в конце учебного года с целью сравнения динамики речевого развития в двух группах: группа 1 (30 человек) – группа, в которой воспитатель и учитель-логопед совместно разработали дополнения к основной программе с учетом выявленных типичных для воспитанников 5-6 лет ошибок; группа 2 (30 человек) – группа, в которой воспитатель работал по программе образовательного учреждения, не применяя дополнительных методик, в том числе коррекционных.

Воспитатель испытуемой группы в начале учебного года разработала перспективное планирование по развитию речи на основе пособия «Развитие речи детей» О.С. Ушаковой, направленного на развитие всех сторон речи и овладение основами связной монологической речи, и пособия «Играем, пишем, читаем» Е.О. Астафьевой, включающего в себя задания для обучения чтению и подготовки к обучению письму, способствующие профилактике дислексии и дисграфии.

Основную часть программы по развитию речи воспитатель углубила дополнительной программой «По дороге к азбуке», где за основу взят букварь Н.С. Жуковой, поскольку диагностика и логопедическое обследование воспитанников выявили проблемы речевого развития даже по тем темам, которые изучались в течение учебного года.

В течение учебного года воспитатель ежедневно в первой половине дня в качестве физминуток включала в непосредственно образовательную деятельность упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. Во второй половине дня с детьми проводились индивидуальные или подгрупповые занятия по развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи.

Воспитатель использовала упражнения в игровой форме по следующим направлениям:

  1. Развитие общей моторики (подвижные игры, физминутки).
  2. Развитие мелкой моторики (рисование и раскрашивание пальчиками, пальчиковая гимнастика, игры с веревочкой и шнуровкой, игры с пластилином, вырезание ножницами, игры с крупой, бусинками и пуговицами и т.д.).
  3. Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика выполнялась детьми ежедневно по 3-5 минут перед индивидуальным зеркалом).
  4. Развитие фонематических процессов (придумывание слов на определенный звук, различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции, узнавание звука в слове, прочитывание слова по первым буквам (или первому слогу) названий картинок и т.д.)
  5. Развитие лексико-грамматических процессов (такие игры как «Скажи правильно», «Скажи наоборот», «Отгадай, назови, скажи» — в эти игры можно играть с мячом, или игра «Загадочное домино» и т.д.).
  6. Развитие связной речи ( «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение», дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний», «Найди различия», «Расскажи мне сказку» по сюжетным картинкам, мнемотаблицам; разные виды театров и т.д.).

Особое внимание на занятиях по развитию речи уделялось согласованию прилагательных и существительных в роде, числе и падеже, умению использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и во множественном числе, образованию слов с помощью суффиксов и приставок, правильному использованию системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов при речевых высказываниях. Словарь детей пополнился словами, обозначающими части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества, а также словами, обозначающими некоторые родовые и видовые обобщения и их признаки.

Дети учились правильно использовать в речи несклоняемые существительные, а также слова, имеющие только множественное или только единственное число, глаголы одеть и надеть, существительные множественного числа в родительном падеже.

При участии учителя-логопеда дети рассмотрели правильное положение органов артикуляции при произнесении свистящих, шипящих и сонорных звуков, а воспитатель в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов обращала внимание детей на правильное произнесение звуков, в том числе смешиваемых тем или иным ребенком в произношении. На занятиях воспитателя детьми были изучены термины «звук», «буква», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук». Дети научились интонационно выделять звуки в слове, делить слова на слоги, выделять ударный гласный звук в слове, составлять схемы слова.

В конце учебного года было проведено повторное обследование речевого развития воспитанников двух старших групп.

Обе старшие группы в конце учебного года имели положительную динамику речевого развития, однако группа 1 по всем критериям имела больший результат: положительная динамика по коррекции звукопроизношения была выше, чем у группы 2, на 15%; по дифференциации звуков, смешиваемых в произношении – на 18 %; по формированию навыков звукового анализа и синтеза – на 24 %; по формированию грамматического строя речи — на 9 %; лексического строя речи – на 15 %; формирование навыков словообразования выше на 13 %, по развитию связной речи – на 6 %.

Несмотря на то, что содержание образовательной деятельности по речевому развитию направлено на развитие всех компонентов речевой системы, проблема снижения уровня речевого развития дошкольников остается актуальной. Конечно, в группах есть часто болеющие дети, с которыми необходимо проводить индивидуальные занятия по пропущенным темам, но большинство детей не справляются с общеобразовательной программой из-за трудностей в освоении фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Одним из наиболее эффективных, по нашему мнению, путей повышения уровня речевого развития воспитанников. является тесное взаимодействие воспитателей групп и учителя-логопеда, разработка воспитателем занятий с учетом рекомендаций учителя-логопеда и регулярно проводимая воспитателем индивидуальная и подгрупповая работа во второй половине дня по программам дополнительного образования.

Список использованных источников:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного

образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с.

2. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб: «Детство-Пресс», 2007. 48 с.

3. Сомкова О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Сомкова О. Н.; ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 160 с.

4. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год