Развитие речи старших дошкольников с целью профилактики нарушений письменной речи. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кочеткова Светлана Анатольевна Крючкова Кристина Михайловна Сиргазиева Гульшат Сериккалиевна | |||
09.05.2022 21:21 | |||
Развитие речи старших дошкольников с целью профилактики нарушений письменной речи. Логопедическое обследование воспитанников старшего дошкольного возраста ежегодно демонстрирует увеличение количества детей с фонетическим, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Около 90 процентов воспитанников подготовительных к школе групп имеют нарушения звукопроизношения, у 60 процентов при этом встречаются ошибки в словоизменении и словообразовании, бедный словарь, несформированность навыков фонематического анализа и синтеза, что приводит к нарушению письменной речи при обучении детей в школе. Для гармоничного речевого развития важно своевременное формирование основных компонентов речевой системы, однако регламент работы дошкольного логопункта не позволяет охватить коррекционной работой всех детей, нуждающихся в логопедической помощи, в связи с чем большое значение приобретает взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей групп, учет воспитателями при построении НОД особенностей речевого развития воспитанников группы. С целью выявления наиболее типичных ошибок, не соответствующих онтогенезу развития ребенка с речевой нормой, в начале учебного года воспитанники были обследованы по речевым картам Н.В. Нищевой для дошкольников с ОНР, в которых задания сгруппированы в соответствии с возрастом детей (4, 5, 6 лет). По итогам обследования были выделены следующие основные ошибки. Склонение слов лев, рот, ухо, кольцо вызвало значительные затруднения у воспитанников старших групп. Более чем у 50 % воспитанников подготовительных к школе групп возникли трудности с образованием формы множественного числа существительных глаз, лист, стул, дерево, пень, воробей. Чаще всего во всех возрастных группах встречались ошибки при употреблении имен существительных в предложном и творительном падеже. Были отмечены трудности при склонении существительных среднего рода.
Большая часть воспитанников старших и подготовительных к школе групп не употребляют в речи или путают предлоги из-за, из-под с предлогом из (из скамейки, из забора). Кроме того, довольно часто возникают ошибки в использовании предлогов до, у, о, за. Только небольшое количество детей смогли правильно подобрать уменьшительно-ласкательный суффикс для слов ведро, забор, окно (для 5 лет); изба, крыльцо, кресло (для 6 лет). Много ошибок было зафиксировано при назывании детенышей животных, а также их «мам» и «пап». Около 60 % детей 6 лет не справляются с образованием относительных и притяжательных прилагательных. Только 30 % воспитанников 5 лет смогли выделить начальный ударный гласный звук. Большинство детей последовательность и количество звуков в слове могут определить только перед школой, к 7 годам. Подобные результаты были зарегистрированы и годами ранее, при обследовании других детей данных возрастных групп. Несмотря на то, что речевому развитию в ДОУ всегда уделялось и уделяется особое внимание, так как речевое развитие сопровождает все виды деятельности ребенка, на основании полученных результатов можно сделать вывод об увеличении количества детей с нарушением формирования фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, что в младшем школьном возрасте приводит к формированию дислексии, дисграфии и дизорфографии. Непосредственно образовательная деятельность в нашем детском саду разрабатывается на основе программы «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович), в которой имеются специальные разделы: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Задачами этих разделов является развитие связной речи и освоение грамматической и звуковой культуры речи. Воспитанники старших групп МОУ «СОШ № 61» обследовались в начале и в конце учебного года с целью сравнения динамики речевого развития в двух группах: группа 1 (30 человек) – группа, в которой воспитатель и учитель-логопед совместно разработали дополнения к основной программе с учетом выявленных типичных для воспитанников 5-6 лет ошибок; группа 2 (30 человек) – группа, в которой воспитатель работал по программе образовательного учреждения, не применяя дополнительных методик, в том числе коррекционных. Воспитатель испытуемой группы в начале учебного года разработала перспективное планирование по развитию речи на основе пособия «Развитие речи детей» О.С. Ушаковой, направленного на развитие всех сторон речи и овладение основами связной монологической речи, и пособия «Играем, пишем, читаем» Е.О. Астафьевой, включающего в себя задания для обучения чтению и подготовки к обучению письму, способствующие профилактике дислексии и дисграфии. Основную часть программы по развитию речи воспитатель углубила дополнительной программой «По дороге к азбуке», где за основу взят букварь Н.С. Жуковой, поскольку диагностика и логопедическое обследование воспитанников выявили проблемы речевого развития даже по тем темам, которые изучались в течение учебного года. В течение учебного года воспитатель ежедневно в первой половине дня в качестве физминуток включала в непосредственно образовательную деятельность упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. Во второй половине дня с детьми проводились индивидуальные или подгрупповые занятия по развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Воспитатель использовала упражнения в игровой форме по следующим направлениям:
Особое внимание на занятиях по развитию речи уделялось согласованию прилагательных и существительных в роде, числе и падеже, умению использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и во множественном числе, образованию слов с помощью суффиксов и приставок, правильному использованию системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов при речевых высказываниях. Словарь детей пополнился словами, обозначающими части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества, а также словами, обозначающими некоторые родовые и видовые обобщения и их признаки. Дети учились правильно использовать в речи несклоняемые существительные, а также слова, имеющие только множественное или только единственное число, глаголы одеть и надеть, существительные множественного числа в родительном падеже. При участии учителя-логопеда дети рассмотрели правильное положение органов артикуляции при произнесении свистящих, шипящих и сонорных звуков, а воспитатель в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов обращала внимание детей на правильное произнесение звуков, в том числе смешиваемых тем или иным ребенком в произношении. На занятиях воспитателя детьми были изучены термины «звук», «буква», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук». Дети научились интонационно выделять звуки в слове, делить слова на слоги, выделять ударный гласный звук в слове, составлять схемы слова. В конце учебного года было проведено повторное обследование речевого развития воспитанников двух старших групп. Обе старшие группы в конце учебного года имели положительную динамику речевого развития, однако группа 1 по всем критериям имела больший результат: положительная динамика по коррекции звукопроизношения была выше, чем у группы 2, на 15%; по дифференциации звуков, смешиваемых в произношении – на 18 %; по формированию навыков звукового анализа и синтеза – на 24 %; по формированию грамматического строя речи — на 9 %; лексического строя речи – на 15 %; формирование навыков словообразования выше на 13 %, по развитию связной речи – на 6 %. Несмотря на то, что содержание образовательной деятельности по речевому развитию направлено на развитие всех компонентов речевой системы, проблема снижения уровня речевого развития дошкольников остается актуальной. Конечно, в группах есть часто болеющие дети, с которыми необходимо проводить индивидуальные занятия по пропущенным темам, но большинство детей не справляются с общеобразовательной программой из-за трудностей в освоении фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Одним из наиболее эффективных, по нашему мнению, путей повышения уровня речевого развития воспитанников. является тесное взаимодействие воспитателей групп и учителя-логопеда, разработка воспитателем занятий с учетом рекомендаций учителя-логопеда и регулярно проводимая воспитателем индивидуальная и подгрупповая работа во второй половине дня по программам дополнительного образования. Список использованных источников: 1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с. 2. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб: «Детство-Пресс», 2007. 48 с. 3. Сомкова О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Сомкова О. Н.; ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 160 с. 4. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
|