Использование мнемотехники в развитии речи детей с тяжелыми нарушениями речи. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Якимович Оксана Александровна | |||
27.04.2022 06:23 | |||
Использование мнемотехники в развитии речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. Как применять мнемотехнику работе?
Один из первых этапов использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.
Используя мнемоквадраты, можно «собирать» новые слова в копилку, т.е. рисовать или обозначать при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» необходимо периодически возвращаться: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. Мнемокарты можно использовать для построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Например, с помощью мнемокарта, ребенок может запланировать свой день, «написать» педагогу, что ему будет необходимо для сюжетно-ролевой игры. За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой дети собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться. Очень эффективно использовать мнемодорожки, разучивая чистоговорки, патешки. Следующим этапом работы являются мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание дети придумывают картинку, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, дети воспроизводят полученную информацию. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи, их можно использовать для пополнения словарного запаса, развития речи, обучения пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений. Работу с таблицами я строю по принципу «от простого к сложному»:
Сначала детям предлагаю простые мнемотаблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Затем мнемотаблицы усложняю. На своих занятиях использую мнемотаблицы при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ — это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. Алгоритм заучивания стихотворения:
Приведу пример графического изображения стихотворения: Лёня с Петей, Взяв лопаты, Помогать пришли весне. Разбивают лёд ребята И разбрасывают снег. Посмотрел на них с укором Снеговик из-под ведра: Этак мне придётся скоро, Убираться со двора! Такие веселые таблицы можно изготовить самостоятельно. Таким образом, дети очень быстро запоминают любое стихотворение, и со временем уже сами выкладывают картинки в нужной последовательности, сопровождая процесс стихотворением. С помощью мнемотаблиц учу детей пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Алгоритм пересказа сказки, рассказа:
Мнемотаблицы помогают эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта техника значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника. Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехнику, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Данную технику я использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов. По мнемотаблицам мы с детьми воспроизводитм целые истории, а для развития фантазии детей я предлагаю придумывать собственные. Мнемотехника, применяемая в коррекции речи дошкольников весьма многообразна. Помимо таблиц и стихов, это могут быть истории в картинках. Используя в работе мнемотехники у детей:
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её. Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.
|