Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Отчёт по самообразованию по теме «Развитие речи детей в процессе использования пальчиковых и дидактических игр»
Развитие речи у детей
Автор: Малышева Елена Михайловна   
20.04.2022 06:22

Отчёт по самообразованию по теме «Развитие речи детей в процессе использования пальчиковых и дидактических игр»Отчёт по самообразованию по теме «Развитие речи детей в процессе использования пальчиковых и дидактических игр»

Актуальность выбранной темы: Во все времена речевое развитие было и остаётся самым актуальным востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «об утверждении ФГОС дошкольного образования».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы. Им бывает трудно собирать детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от лепки, не успевают за другими детьми. И конечно в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, а так же внимание, память и словарный запас.

 

Исходя из этого, я выбрала тему самообразования «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Цель моей работы:

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Задачи:

  • Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
  • Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики.
  • Содействовать нормализации речевой функции.
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
  • Создавать эмоцианально- комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Совершенствовать предметно- развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала.

Формы работы с детьми:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми,
  • Индивидуальная работа с детьми,
  • Самостоятельная работа детей.

Формы работы с родителями:

  • Консультации,
  • Анкетирование,
  • Памятки,
  • Папки- передвижки,
  • Фото-коллажи

Проектирование

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.

Работу начала с анкетирования родителей, которое позволило выявить их знания о необходимости развития мелкой моторики у детей и указало на их ошибки. В связи с чем с родителями были проведены консультации «Влияние пальчиковых игр и гимнастики на умственное развитие детей», «Для чего нужно развивать пальчики» Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш).

В родительском уголке размещены рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.

В проекте «Развиваем мелкую моторику рук детей развиваем их речь» родители приняли активное участие. Они активно читали весь материал, который мы предлагали их вниманию. Начали дома использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики рук дома, сопровождаемых стихотворным текстом. Мамы и папы с большим желанием приняли участие в пополнении дидактического материала играми собственного изготовления.

Была проведена диагностика речевого развития детей на ранних стадиях развития.

(диаграммы)

Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку-белобоку», показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

  • За время работы по теме обогатилась предметно- развивающая среда дидактическими играми для развития мелкой моторики рук.

Дети с удовольствием играют в эти игры как вместе с воспитателем, так и самостоятельно. Работа по развитию речи проходит по всем областям развития детей. Взрослый в любом контакте с ребёнком поддерживает речевую активность малыша.

В своей работе по данной теме использовала следующие методы и приёмы: конспекты занятий, игры, чтение потешек и стихов, рассказывание сказок (пальчиковый театр), не традиционный игровой материал, проект, фото- коллажи, самомассаж пальчиков рук, пальчиковую гимнастику.

Итоги работы:

  • оформила картотеку дидактических и пальчиковых игр;
  • дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом (прищепками, крышечками, массажными мячиками и т.д.);
  • создание предметно – развивающей среды: постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия).

В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки. В художественном уголке: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.

В театральном уголке: пальчиковый театр.

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.

Вывод:

Использование дидактических игр и пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняют упражнения, пользуются играми и пособиями в свободной деятельности;

Возросла речевая активность детей;

Родители активно приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики рук дома.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год