Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномии» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Яковлева Снежана | |||
31.03.2022 16:02 | |||
Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Мамонтёнок» Выполнила: воспитатель Яковлева С.В. Салехард 2022 Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка. Программное содержание: Задачи:
Предварительная работа: определение количества слогов в слове, работа с предлогами, составление схемы слова; построение предложений из 4-5 слов; развитие навыков звукового анализа и синтеза, слогового анализа слов; мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.
Оборудование: 3 мольберта, 1 стола, предметные картинки — звуковые замки, (красного, синего и зелёного цветов); предметные картинки (мост, душ, утка, игла, апельсин, волк, петух, бедка), предметные картинки с изображениями гномов, голого дерева с предметными картинками (слон, бык, кот, дом, дым, мак, зонт, аист), 2 дорожки здоровья. Раздаточный материал: колечки Су – Джок, звуковой пенал. Организация детей: дети вместе с воспитателем заходят в группу. Логика непосредственно образовательной деятельности: I.Вводная часть. Воспитатель: - Дети заходят в группу. Воспитатель: Здравствуйте ребята! Какое у вас сегодня настроение? Дети: Хорошее! Воспитатель: У меня тоже прекрасное настроение. Посмотрите сколько у нас гостей, давайте поделимся с ними с нашим хорошим настроением, поздороваемся. Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Ребята я вас приглашаю встать в круг. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через рот все обиды и огорчения. (дети делают вдох и выдох три раза пот музыку). Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес детского сада пришло электронное письмо. Посмотрим от кого оно!? Дети: Да Воспитатель: Кто это отправил нам письмо? Дети: Гном!!! Воспитатель: Конечно, это Мудрый гном! Прочитаем, что они написали!? Воспитатель: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мудрый гном. Я живу в стране Гномии. Её населяют множество маленьких гномов. Жили мы всегда дружно и радостно, пока над Гномией не пролетела колдунья. Она натворила массу бед: поссорила друзей, превратила добрых жителей в злых, перепутала всё. Теперь у нас нет счастья, нет дружбы, нет прежнего порядка. Я обращаюсь к вам, ребята, потому, что вы умники и умницы: Помогите мне навести порядок в моей стране. Воспитатель: - Ребята, вот беда, поможем Мудрому гному? (Предполагаемые ответы детей – Да, поможем Мудрому гному). II. Основная часть. 1. Орг. момент. «Превращение детей в гномов» Воспитатель: - Ребята, чтобы отправится в страну Гномию, вам надо превратиться в гномиков. Ну-ка, глазки, закрывайтесь, Дети, в гномов превращайтесь! Раз, два, три, четыре, пять - Буду в гномов превращать! (Звучит таинственная музыка, во время которой воспитатель надевает шапки гномов и прикрепляет детям на грудь символы предлогов) Воспитатель: Вот вы и превратились в гномов. А как зовут каждого из вас, догадайтесь сами. Дети: В, На, Под, К, У, Над, От, За. Воспитатель: А как еще мы можем ваши имена назвать одним словом? Дети: Предлогами. Воспитатель: Молодцы ребята, правильно предлогами. Вот теперь вы превратились в настоящих гномов. Ну что же, пора отправляться в путь, вы готовы? Дети: Да!!! Воспитатель: Ребята путешествие у нас будет увлекательным и интересным. Чтобы гномы все стали счастливыми, мы должны пройти ряд испытаний, после каждого испытания мы будем получать буквы, которые нам помогут расколдовать все колдовство злой колдуньи. Я уверена, что вы выполните все задания и спасете страну Гномии, а в этом нам поможет карта, которую, нам передал Мудрый Гном вместе с письмом. Дети с педагогом рассматривают карту. Воспитатель: Сначала мы должны через болото дойти до замока, затем пройдем по узкой тропинке до «Заколдованного лес» (верёвочка), после, мы должны пробраться через пещеру (дуга) и дойти до границы Гномии. Ну что, друзья, вы готовы отправиться в наше необычное путешествие? Поможем гному расколдовать страну Гномии? Дети: Да! Воспитатель: Вот и дорожка в волшебную страну. Давайте же пройдем по ней. Будьте осторожнее, путь нелёгок. (Дети пробираются по «тропе здоровья», подходят к мольберту, на нём закреплены замки) Молодцы, вот и болото, давайте мы с вами пройдем через болото по кочкам к замку. (Добираются по кочкам к замку). Воспитатель: Вот мы и пришли. (Дети с педагогом подходят к первому мольберту). Ребята, какие изображения вы видите? (предполагаемые ответы детей – красный, синий, зеленый замки). Воспитатель: — Совершенно верно! Это замки, в которых живут гномы Звуковички. Они дружили, пока над ними не пролетела колдунья. После этого гномы стали ссориться, потому что никак не могли поделить картинки. Хотите помирить гномов? (Предполагаемые ответы детей – Да, хотим помирить гномов). Дети: Да! Хотим! Воспитатель: Для начала нам надо вспомнить правило о звуках и буквах. Что такое звуки и буквы? Дети: «Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, читаем и пишем». Воспитатель: А давайте вспомним: какие звуки живут в Красном замке? Дети: Гласные. Воспитатель: Назовите их. Дети: «а», «у», «и», «о», «э». Воспитатель: А в синем? Дети: Твёрдые согласные: «п», «т», «д» … Воспитатель: А в зелёном? Дети: Мягкие согласные: «пь», «дь» и т.д. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а здесь конверт лежит, посмотрим что там? Ребята, выберите картинки (тигр, утка, дерево, дом, лук, собака, слон, аист) и прикрепите, которые начинаются с гласного звука — Красному Замку, с твёрдого согласного – Синему, а с мягкого согласного — Зелёному. (дети по очереди берут картинки и помещают их в Замки, каждый раз объясняя свои действия) Воспитатель: Молодцы! Вы получаете первую букву подсказку «Г», ребята давайте вспомнить куда мы дальше должны отправиться? Давайте посмотрим карту. Дети: По тропинке добраться до заколдованного леса. Воспитатель: Правильно! Ребята, у нас беда, злая колдунья заколдовала нашу тропинку, а чтобы расколдовать, мы должны выполнить задание, вы готовы к заданию? Дети: Да! Упражнение «Подели слова на слоги и определи количество слогов» (Дети выполняют задание на колибри) Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием (Педагог с детьми идут по канату и попадают в лес) Воспитатель: -Ребята, какое дерево видите? (Ответы детей). Это дерево непростое, оно заколдовано, нет листочков, а только картинки (дом, стакан, луна, молоток). Это дерево охраняется злым гномом. И, чтобы он стал добрым, нам надо каждое слово поделить на слоги и определить количество слогов. (дети выполняют упражнение) Воспитатель: Определить в названии картинок первый и последний звуки. (дети называют предметные картинки (Кот, мак, машина, дом, дым), определяют первый и последний звуки в названиях картинок) Воспитатель: - Мудрый гном предлагает нам немного отдохнуть и поиграть. 3. Массаж пальцев эластичным кольцом Су — Джок. (Сидя на полу со взрослым, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец) Один – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. 5. Упражнение «Расколдуй гнома» Воспитатель: - На самой границе страны Гномии колдунья заколдовала гнома из-за того, что он не смог правильно составить предложения, в которых она перепутала все слова. И гном уже давно не улыбается, всегда грустный. Ребята, поможем расколдовать гнома? (Предполагаемые ответы детей – Да, поможем расколдовать гнома). Итак, слушайте меня внимательно: «Белка, в, жить, лес». (Белка живёт в лесу.) «Кошка, мышка, в, дом, ловить». (Кошка ловит мышку.) «Дети, яблоки, собирать, спелые». (Дети собирают спелые яблоки). «Мальчик, играть, в, конструктор». «Мальчик играет в конструктор» 6. Упражнение «Составь схему слова «гном» (педагог с детьми проходят к столам) Воспитатель: - Чтобы колдовство колдуньи навсегда исчезло, нам нужно выполнить ещё одно упражнение: составить схему слова «гном». (дети составляют схему за столами, используя цветные фишки) III. Заключительная часть. Итог занятия. Воспитатель: -Молодцы ребята! Вот теперь злое колдовство навсегда покинуло страну Гномию. Заканчивается наше путешествие. Я думаю, мудрый гном очень доволен, что вы помогли жителям его страны восстановить порядок, помирить друзей. Злых гномов опять превратить в добрых. - А нам пора превращаться в детей и возвращаться домой. Один, два – повернись И в ребят превратись! - Вот мы и дома. Ребята, вам понравилось путешествовать? Что больше всего вам запомнилось? В кого вы превращались? Как вы помогали гномам? Что вы делали? (дети отвечают на вопросы). - Ребята, мне очень понравилось, как вы помогали гномам. Будьте всегда добрыми и приходите на помощь всем, кто в ней нуждается. Попрощайтесь с нашими гостями. До свидания!
|