Метод полного физического реагирования в обучении детей дошкольного возраста хакасскому языку |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Казагашева Тарина Геннадьевна Доброва Ольга Прокопьевна | |||
31.03.2022 11:49 | |||
Метод полного физического реагирования в обучении детей дошкольного возраста хакасскому языку
МБДОУ «Детский сад «МАШЕНЬКА» г Абакан В настоящее время одна из актуальных проблем в системе образования республики Хакасия – это вопрос овладения хакасским языком детей уже с дошкольного возраста. Сегодня существует несколько различных подходов к раннему обучению хакасскому языку. Мы для себя выбрали метод полного физического реагирования ТRP (Total Physical Response). Так как в нашей группе у основной части детей хакасский язык не родной.
Этот метод был разработан американским психологом Джеймсом Ашером (James Asher) в 70-х годах прошлого века, выдвинув гипотезу о том, что усвоение иностранного языка может идти по аналогии с усвоением родного языка. Его суть заключается в соотнесении речи и действия, которые предполагают обучение языку посредством использования моторики. Другими словами метод Д. Ашера основывается на работе эмоциональной, двигательной, словесно-логической и образной памяти. У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, им сложно проводить параллели между русским и хакасским языком, тем более переводить. Для более легкого запоминания нового слова мы предлагаем ребенку соотнести это слово с его образом – картинкой, предметом или движениями и жестом, в чем и заключается метод полного физического реагирования. В течение дня в режимных моментах мы используем слова на хакасском языке, сопровождая их определенными действиями или движениями, при этом ребенок повторяет эти движения, а значит, физически реагирует на данные слова и соотносит их с действиями. Для себя мы выделили несколько этапов овладения хакасским языком на основе метода. Первый этап — формирование слуховой компетенции. Она формируется раньше навыков говорения. На данном этапе для обеспечения понимания детьми речи второго языка в условиях ограниченного лексического запаса сопровождаем свою речь физическими действиями. При этом необходимо помнить, что речь педагога должна быть четко структурированной с использованием простых предложений, жесты и мимика продуманы и многократно повторяться. Второй этап: формирование у детей способности понимания фраз, речи на изучаемом языке на слух и при необходимости физического реагирования на неё. То есть, ребенок слышит фразу речь на хакасском языке и выполняет необходимые действия. Чтобы дети не были пассивными слушателями, а активно вовлекались в речевую деятельность, мы создаем игровые ситуации, где у ребенка возникает необходимость физического реагирования – выполнять движения соответствующие речи педагога. Для того чтобы изученные слова закрепились в долговременной памяти детей, мы их постоянно повторяем в своей речи, пока ребенок сам начнёт произносить их на хакасском языке. В основном материалом для изучения хакасского языка служат темы повседневного обихода, необходимые для практического применения. Поэтому метод полного физического реагирования применяется нами не только в образовательной деятельности, но также в течение дня в режимных моментах. Тем самым, мы создаем такие ситуации, которые в которых возникает необходимость частого применения и постоянного повторения изученных ранее слов. Во время утреннего приема, мы с детьми приветствуем друг друга: - Изеннер, или Чалахай иртенең. При этом дети отвечают нам тоже на хакасском языке. Перед завтраком предлагаем детям помыть руки с мылом: Хол чунарға. Хол чуунчабыс – сабынаӊ. Перед приёмом пищи желаем приятного аппетита: Чистерең тадылығ ползын!, дети отвечают: Алғыс (Спасибо) и т.д. Перед уходом домой дети прощаются на хакасском языке –Анымчохтар! (До свидания!). Ежедневно повторяя одни и те же слова, добавляя постепенно новые, которые сопровождаем движениями, дети легко осваивают хакасскую речь и самостоятельно применяют её в обиходе. Таким образом, наступает третий этап — это формирование речи на хакасском языке. Когда у детей сформировались навыки аудирования (т. е понимания на слух), естественным образом, без каких-либо усилий начинается устная развиваться речь. Ребята без особых усилий не только отвечают на вопросы, но и рассказывают о чем либо. Кроме того для обогащения словаря и развития мелкой моторики используем различные пальчиковые игры на хакасском языке. В процессе образовательной деятельности проводим динамические паузы, в свободной деятельности играем народные игры, театральные, сюжетно-ролевые игры, закрепляя пройденный материал, которые непременно сопровождаются разученными ранее движениями. Что позволяет детям легко вспоминать речевой материал на хакасском языке. При осуществлении обратной связи с детьми, сначала мы не поправляем ребенка, воздерживаемся от слишком частых исправлений ошибок на ранних этапах, и не перебиваем его, так как это может развить у него комплексы, нежелание обучаться хакасскому языку. Но со временем, чем старше ребёнок становится, тем все чаще поправляем его, совершенствуя правильность его речи. Нужно отметить, что данный метод прочно вошел в практику обучения хакасскому языку в нашей группе. Его применение значительно снизило уровень стресса в образовательной деятельности, так как она проходит в игровых ситуациях, что свойственно дошкольникам. Таким образом, можно сделать вывод, что метод полного физического реагирования в обучении хакасскому языку весьма эффективен на начальном этапе изучения не родного языка, а также в работе с детьми дошкольного возраста.
|