Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры и упражнения для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Ковалева Ольга Альбертовна   
02.04.2022 15:20

Дидактические игры и упражнения для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста.Дидактические игры и упражнения для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста.

Ковалева Ольга Альбертовна Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 61»

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.

 

Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития мыслительных операций, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие мыслительных операций у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики. Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

На завершающем этапе:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практически работа над развитием мыслительных операций ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, мыслительных операций старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

В основе педагогического опыта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблемы развития мышления: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.А. Вяхирева, А.И. Мещерякова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж.Пиаже, М.Монтессори, и др).

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышлении.

Особенности несформированности мыслительной деятельности:

  • Трудности в формировании сферы образов-представлений и оперировании ими;
  • Сложности в создании целого из частей и выделения частей из целого;
  • Трудности в пространственном оперировании образами;
  • Несформированность способности к творческому созданию новых образов;
  • Замедлен процесс формирования мыслительных операций;
  • Дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признаком.

К основным мыслительным операциям учёные относят:

  1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.
  2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.
  3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
  4. Абстракция. Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления. Например, абстракцией является понятие цвета, если мы не уточняем предмет, который обладает этим цветом. Говоря «зелёный» мы отделяем это понятие от предметов и мысленно можем приставить понятие «зелёный» к различным объектам, например, зелёное небо, зелёный человек и т.д., то есть, абстрактное понятие превращается в самостоятельный объект. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путём абстрагирования были созданы такие абстрактные понятия как длина, широта, количество, равенство и др.
  5. Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
  6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Выделяют шесть этапов развития данного процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:

  1. Дошкольник еще не в состоянии действовать в уме, однако уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно — действенном плане, при этом преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.
  2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, однако она используется дошкольником только для названия предметов, которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане.
  3. Задача решается ребенком в образном плане через манипулирование представлениями объектов.
  4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе память и опыт, которые накоплены в процессе предыдущих попыток решения данной задачи.
  5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно — действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
  6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Таким образом, пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, а преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Мыслительная деятельность уже в дошкольном возрасте функционирует на основе системности.

Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные мыслительные операции формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.

Сегодня психологи, основываясь на тезисах, выдвинутых Выготским Л.С., выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка:

  • наглядно-действенное,
  • наглядно-образное,
  • понятийное мышление.

Наглядно-действенное мышление преобладает в основном у детей первого, второго, третьего года жизни. Однако, уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное мышление. У более старших дошкольников возникают первые понятия. Их мышление становится все более отвлеченным.

Работая в группе от 4 до 8 лет и имея положительный опыт работы по развитию мышления у старших дошкольников, я сочла возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста-с4–5лет.

Для эффективности работы по развитию мышления и мыслительных операций я использую разнообразные методы обучения практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.

  • Наглядные: наблюдения, демонстрация (тематических картинок, видео, презентации). атрибуты к дидактическим играм, настольные игры.
  • Словесные: загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т. д.
  • Практические: упражнения, познавательные игры.

В процессе развития логического мышления детьми дошкольного возраста значительное место отвожу различным средствам:

  • игровым формам в познавательной деятельности: игровые проблемные ситуации, лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4 — 9 штук, развивающие игры ( «Сложи узор», «Геометрический конструктор», «Блоки Дъенеша», дидактические игры «Числовые карточки» «Засели числа в домик»,» Числовые домики», «Что лишнее». (плоскостные) игры с элементами моделирования и замещения, строительные наборы (напольные, настольные). дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки, игры с цветными крышками «Накорми птенца», «Сложи узор».
  • игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, игры на развитие пространственного воображения (учить детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу), на воссоздание целого из частей ( «Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.) В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта), счетные палочки; Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.
  • пальчиковые игры — эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д.
  • игры-эксперименты «В каком сосуде больше воды»; и.т. п.

Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться.

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующие игры: настольно-печатные, дидактические игры, загадки на закрепление изученной раннее темы, игры на развитие мелкой моторики (мозаика, шнуровка), игры с сыпучими материалами, игры со строительным материалом и счетными палочками, пазлы. Игры используются для организации игровой совместной и самостоятельной деятельности.

Здесь я предусмотрела следующие пункты:

переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;

еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала. Учитывая временные рамки (т. е., планируя небольшой по объему материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность – сюжетно – ролевую игру).

Используется состязательный характер игр.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Совершенствование познавательно интеллектуальной деятельности воспитанников осуществляю в разных формах взаимодействия с детьми: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных. В различных видах деятельности: в совместной деятельности детей и взрослого, самостоятельной деятельности детей. Активно использую в непосредственно – образовательной деятельности с детьми частично – поисковые приемы обучения и задания, направленные на развитие высших психических функций (моделирование, проблемные ситуации, исследования, познавательно – исследовательскую деятельность).

Работая с детьми 5-7 лет, я использую занимательный математический материал (занимательные задачи, головоломки, логические задачи и упражнения) – которые являются одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений дошкольников. Логические задачи направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображаемые предметы по признакам или находить их отличия. Это задачи «Продолжи ряд», «Найди ошибку», «Найди недостающую фигуру», «Найди отличия». При их решении наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование.

В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей. С этой целью разработан цикл занятий, объединенных общей идеей — решение логических задач. Наиболее типичные задачи: определение закономерностей, сравнение, выделение общих признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам. Для активизации мыслительной деятельности ежедневно, на всех занятиях, вводилась логическая задача, загадка, упражнение логического характера, или игра. Использование на занятиях небылиц, нелепиц помогают развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира — людьми, животными, природой; учат аргументировать свои ответы. Это дает возможность проверять качество знаний детей.

Активизация детей на занятиях достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача учителя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, связать содержание занятия с практической деятельностью. Часто в начале занятия используем занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Например, Егор узнает, где течет ручей, из которого можно напиться, только при условии, если решит задачу бабы Яги (три раза по-разному разложит на группы разные геометрические фигуры.). Используются и такие приемы, когда в самой постановке цели занятия перед детьми встает конкретная проблема, требующая разрешения, например, не просто решить задачу на измерение, а помочь повару отмерить определенное количество крупы для каши, но при этом использовать разные по объему кружки. Развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой дети вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Интеллектуальную и практическую деятельность детей на занятиях старалась разнообразить. В содержание занятий непосредственно включаются дидактические игры, как средство реализации программных задач. Место дидактической игры определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятий. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи.

В формировании у детей математических представлений широко использовались элементарные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо героя. Их главное назначение — упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Постоянно изменение формы вопросов, заданий, стимулирует поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы.

Содержание занятий должно быть трудным, но посильным — слишком простой или слишком сложный материал не вызывает интереса, не создает радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность. Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Много времени было уделено организации игр в свободное время. Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития.

Это могут быть словесно-логические игры и упражнения типа:

  1. Узнавание предметов по заданным признакам.
  2. Сравнение двух или более предметов.
  3. Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
  4. Логические задачи
  5. Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.
  6. По рисунку или по содержанию, изложенному в стихотворении.

"Мудрёные" вопросы:

  • У стола могут быть 3 ножки? Бывает небо под ногами? Ты да я, да мы с тобой – сколько нас всего?
  • Почему снег белый? Почему лягушки квакают?
  • Можно левой рукой достать правое ухо? Может быть у клоуна грустный вид? Как называет бабушка дочку своей дочки?

Логические концовки:

  • Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)
  • Если два больше одного, то один… (меньше двух)
  • Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа… (вышел позже Саши)
  • Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки)
  • Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)
  • Если правая рука справа, то левая… (слева)

Использую загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-стихи, стихи-шутки.

Подобные игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми более живо и интересно. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.

Основными показателями интеллектуального развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети, испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии (особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного развития занимают большое место в работе с этими детьми и, как правило, дают хороший результат.

Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, стремясь создать ситуацию успеха для каждого с учётом его достижений на данный момент развития, были определены требования к развивающей среде в группе:

  • Наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям права выбора;
  • Соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменяемой, обновляемой – дети любят новое»;
  • Соблюдение принципа неожиданности и необычности.

Все вышеперечисленные условия обеспечивают эффективное взаимодействие ребёнка с данной средой и не идут в разрез с требованиями, предъявляемым к развивающей среде ФГОС ДО — предметно-развивающая среда должна быть: обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;

  • побуждающей детей к деятельности;
  • способствующей развитию самостоятельности и творчества;
  • обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка.

Организованная в русле игровых технологий работа по развитию логического мышления у детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и стимулирует педагогов к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с детьми.

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Взаимодействие с родителями.

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

На собраниях родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. Все это обогащает их впечатления, появляются общие интересы, доставляет радость общения, и развивает познавательные интересы детей. Для родителей были подготовлены консультации ( «Математические игры для дошкольников», «Игры с блоками Дьенеша»).

Конечным результатом данного опыта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей мыслительных операций, и системного, постепенного внедрения игр в образовательный процесс.

В соответствии с поставленной целью и задачами были разработаны:

  1. Проект «Дидактическая игра как средство развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста»;
  2. Перспективное планирование по познавательному развитию детей среднего и старшего и подготовительного дошкольного и подготовительного возраста в соответствии с ФГОС;
  3. Подготовила консультацию для родителей по познавательному развитию;

оформила:

- дидактические игры и пособия, способствующие познавательной активности и познавательному интересу дошкольников.

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Литература.

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет- Форма- Количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста- М.: Просвещение, 1984.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
  4. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. — № 9.
  5. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Просвещение, 1997.
  6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
  7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1956.
  8. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра- М.: Просвещение, 1991.
  9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. -М., 1983 (Мышление: 79-92).
  10. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет. сада. -2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1990. -94 с.
  11. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. — М.: Детство-Пресс, 2007.
  12. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. —М.: Педагогика 1985. —200 с. Тихомирова Л.Ф. Логика. 5-7 лет. — Ярославль: Академия, 2000.
  13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  14. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год