Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие связанной речи детей 6-го года жизни в процессе пересказа литературных произведений
Развитие речи у детей
Автор: Титовская Светлана Витальевна   
30.03.2022 12:07

Развитие связанной речи детей 6-го года жизни в процессе пересказа литературных произведенийРазвитие связанной речи детей 6-го года жизни в процессе пересказа литературных произведений

Аннотация:

Формирование выразительной речи, умение лаконично строить предложения являются одной из главных задач речевого становления дошкольников. Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. В данной статье отображены основные принципы обучения ребёнка связной речи, критерии выбора литературного произведения, особенности воспроизведения детьми художественного текста.

Речь — форма коммуникации людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости.

 

Существуют две основные формы связного речевого общения – диалог и монолог.

Монологическая речь — это связная речь, логически последовательное высказывание. Имеет сложное строение, выражает мысль одного лица, которая неизвестна слушателям. В монологе человеку необходима внутренняя подготовка, обдумывание высказывания, сосредоточения мыслей о главном. Здесь также важны мимика и жесты, умение говорить живо и эмоционально. Т.А. Ладыженская отмечает, что элементы монологической речи появляются в высказываниях уже в возрасте трёх лет. Ребёнок шести лет начинает уже интенсивно овладевать монологической речью, потому что к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и ребёнок начинает усваивать морфологический и синтаксический строй родного языка.

Диалогическая речь – это связная речь двух собеседников, обусловленная ситуативностью. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.

Психологи А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Л. С. Выготский выделяют три основных аспекта развития связной речи:

  • насыщенность содержанием;
  • логичность;
  • выразительная форма.

Развитие речи тесно связано с умственным и познавательны м развитие м ребенка. Если психические процессы — восприятие, память, интерес, мышление — развиваются нормально, то речь ребенка богаче, осмысленнее, шире и совершеннее. Основной задачей при работе над развитие м связной речи является увеличение словарного запаса. Словарь обогащается, прежде всего, общеупотребительной лексикой (наименования предметов, признаков и качеств, действий и процессов). Овладение лексикой является основой речевого развития детей, так как слово является важнейшей единицей языка.

Семантика детской лексики, которая означает, что педагог должен уделять пристальное внимание использованию детьми на практике синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов. Итак, учителя предлагают делить слова на две категории:

Пассивная лексика (ребенок понимает эти слова, но в своей речи их не использует),

Активный словарный запас (ребенок не только понимает эти слова, но и активно использует их в речи).

В процессе работы с ребенком важно, чтобы незнакомое слово было включено в е го активный словарный запас. Это про исходит, если оно зафиксировано и отражено им в разговорной речи.

Воспитание звуковой культуры речи является многомерной задачей, включающей в себя мельчайшие задачи, с вязанные с формированием произношения и говорения.

В ходе обучения дошкольника связной речи следует учитывать следующие принципы:

Единство речи и различия мышления. Язык — это средство общения и в то же время средство познания мира. Развивать связную речь ребенка — значит обучать его мыслительным операциям, таким как синтез, анализ, обобщение, а так же прививать ему индукцию и дедукцию.

Единство понимания языка и усвоения связной речи. Язык и речь всегда связаны одним общим понятием — "речевая деятельность". Понимая единицы языка в единстве их значения, фор мы и функции, дети учатся применять эти единицы на практике в речи.

Опора на синтаксическую модель или паттерн. Создание текста как микросистемы, выступающей в качестве основной коммуникативной единицы, обладающей смысловой коммуникативной завершенностью в процессе общения.

Контекстуальный принцип. Этот принцип приводит к анализу языковых единиц в их связях при воспроизведении связной речи. Языковые единицы необходимо анализировать непосредственно в контексте, поскольку каждая такая единица определяется семантикой и грамматическими свойствами.

Принцип не прерывной работы. Развитие связной речи детей происходит систематически на занятиях, являясь основным аспектом изучения родного языка. Словарная работа, работа над формированием фраз и предложений, элементы стиля и культуры речи, раз говорная речь-все это создает модель непрерывного развития красивой и связной речи.

Художественная литература обогащает внутренний мир детей, развивает способность чувствовать и сопереживать героям произведений. Каждое литературное про изведение должно учить полезным вещам, формировать у ребенка положительные эмоции и положительные черты характер а.

При выборе литературного произведения существуют определенные критерии отбора:

  • полное и доступное содержание
  • разнообразие жанрового содержания
  • четкая и точная композиция
  • простой, но богатый язык
  • литература должна и меть воспитательное значение, обогащать нравственный опыт детей
  • динамичность сюжета имеет особое значение. Дети легко воспроизводят даже сравнительно длинные произведения с динамичным сюжетом
  • малый раз мер текста.

Анализ детских рассказов, составленных самостоятельно, показал, что связность высказывания в целом существенно зависит от уровня владения построением отдельного предложения, от сформированности "программирования" речевого высказывания различной сложности.

Особенности воспроизведения детьми художественного текста:

1. Используя авторский текст в качестве основы, ребенок преобразует его в свое собственное сообщение, которое не полностью совпадает с исходным текстом.

Прежде все го, фиксируется изменение объема текста, как правило, в сторону уменьшения. При этом описания природы, действующих лиц, состояния героев "выбрасываются" из текста. Эти о писания вызывают статичные образы, которые замыкаются в сознании ребенка постоянными образами событий и действий.

Возможно небольшое увеличение объема текста при пересказе. Это происходит тогда, когда ребе нок, занятый определенными событиями, как бы дополняет, абстрагирует их в с воем воображении, пытаясь вызвать определенный эмоциональный от клик у слушателей.

2. Введение в текст иных, чем в оригинале, мотивов действий главных героев, причин событий, их расследования, что приводит к изменению исходного текста, его основного идейного содержания. Это связано с тем, что дети не всегда могут проникнуть в контекст и понять замысел автора.

3. Если литературное произведение не вызывает ярких динамических образов, а смысл событий не раскрывается не посредственно, скрытый в подтексте, они не осознаются детьми. Дети воспроизводят текст очень фрагментарно, у пуская его основное содержание.

Пересказ художественного произведения является необходимым шагом к творческому повествованию, поскольку пересказ включает в себя обдумывание и планирование речи, а также последовательность суждений.

Языковая задача этого вида рассказывания – практическое освоение имитационным путем безукоризненной стилистики, воспитание чувства язык а (нахождение и заимствование образных слов и выражений), выработка интонационной

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. [Текст]: пособие для педагогов / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1974. – 2 32 с
  2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
  3. Ушакова, О. С. Про грамма раз вития речи до школьников [Текст]: теоретич. основы: ос нов. задачи: развитие речи в возраст. групп ах: для работников ДОУ, студентов вузов и колледжей / О. С. Ушакова. – М.: Сфер а, 2009. – 56 с.
  4. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду [Текст]: ст. и подгот. к шк. группы / О. С. Ушакова // До школьное воспитание. – 1984. – № 11. – С. 8-1 2.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год