Развитие речи младших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов театрализации |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Бологова Татьяна Владимировна | |||
18.03.2022 07:09 | |||
Развитие речи младших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов театрализации (обобщение опыта работы) Исполнитель: Бологова Татьяна Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 26 «Журавушка» г. Междуреченска Цель: Представление опыта работы по развитию речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности на музыкальных занятиях. Задачи:
Актуальность. Особое место для профилактики нарушений речи занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Неотъемлемой частью музыкальных занятий является театрализация и театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Потому-что именно они оказывают большое влияние на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста. Все мы знаем, что игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, и каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, проговаривая звуки, держать интонацию — все это помогает осуществить театр Дошкольники — это особый народ. Занятия с ними должны быть яркими, эмоциональными. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой и помогает преодолеть детям робость, неуверенность в себе, застенчивость. Элементы театрализации в музыкальной деятельности с детьми вводятся с раннего возраста и используются во всех видах деятельности:
занятие более ярким, интересным и способствуют активизации речи ребенка. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегчённых слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох, поэтому я использую на занятиях различные игровые упражнения с элементами театрализации, которые развивают общеречевые навыки, такие как; речевое дыхание, силу голоса, темп речи, дикцию и выразительность. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта. Перед нами встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания. Вот несколько самых простых упражнение на дыхание, которые проводятся в игровой форме.
Листья с дерева сорвал танцевать ребят позвал. «Воздушные шары» Цель: развитие силы голоса и дыхания
«Самолёт» Муз. рук. показывает игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор. Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».
«Ладошки» Ладушки-ладошки, Звонкие хлопошки. Мы ладошки все сжимаем, Носом правильно вдыхаем. Как ладошки разжимаем, То свободно выдыхаем. «Насос» (перед разучиванием или слушанием песен про машину) По шоссе летят машины Все торопятся, гудят –би, би, би. Мы накачиваем шины, Дышим много раз подряд. «Люблю себя» Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю, Носиком вдыхаю. Упражнения на дыхание, пальчиковые игры и координационно-речевые игры с пением (по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3, и 3-4 лет» И.Ю. Картушиной) использую систематически. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык. (артикуляционная гимнастика проводится воспитателем с детьми каждое утро в группе). Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение в развитии ребенка: у него улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память: они запоминают двух – четырех строчный, специально для конкретного случая предназначенный текст, и потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и, наоборот, – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Ярким примером служит песня «Шапочка-лапочка» — сл. Инга Периева. «Шапочка- лапочка» Дети 1 младшей группы с удовольствием примеряют на пальчики «Шапочку- лапочку», сами выбирают какой пальчик будем наряжать. Дети повторяют движения, которые показывает воспитатель и подпевают: Знаю я одну игру, да-да-да, Вам ребята покажу, все сюда. Шапочка-лапочка есть у меня, И надевает её ребятня. Первый наденет палец её. Толстый, большой закричит: "Не моё!" и т.д. Шапочка-лапочка есть у меня, И надевает её ребятня. На указательный палец, примерь. “Нет, не моя она, братец поверь". И т.д. «Скачет зайка маленький» 2 младшая любит играть в игру «Скачет зайка маленький» р.н. п., где меняется темп, динамика. Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка Ты его поймай-ка! Одно условие соблюдаю непременно – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость. На своих занятиях я использую различные речевые ритмические игры: игры с палочками — увлекательное и полезное занятие, развивающее внимание, память, речь мелкую моторику, чувство ритма. Речевые игры– одна из форм творческой работы с детьми в развитии речи, чтобы речевая игра стала интересней, а речь малышей активизировалась в неё надо внести элемент театрализации. Также для развития речевых процессов использую на музыкальных занятиях музыкально-ритмические движения, синхронизированные с речью, то есть использую приём «говорю и делаю». Всё это есть в программе Т. Сауко и А. Бурениной «Топ-хлоп, малыши». Чёткое произношение ритмического текста под музыку развивает воображение, помогает соотносить слово и действие.
«Да-да-да» муз. Е. Тиличеевой «Мы ногами топ-топ-топ» Е. Железнова, малоговорящие дети 1 младшей группы не произвольно начинают повторять слова: Топ-топ; Хлоп-хлоп; Прыг-прыг; Бип-бип (Нажимаем на носик) Туда-сюда (Повороты корпуса) Нельзя оставить без внимания подвижные музыкальные игры с элементами театрализации, одна из них. «Зайчики и лисичка» Сл. В. Антоновой Муз. Г. Финаровского На каждое занятие в гости к малышам приходит какой-нибудь персонаж-игрушка: кошечка, собачка, петушок и т.д. Обязательно его приветствуем, придумываем ему имя, гладим, рассматриваем. Учу детей звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываются игрушками или использую движения рук по тексту. Дети внимательно и с интересом смотрят и слушают показываемые потешки, сказки, при помощи театра игрушек или видеосюжетов, а потом все то, что видели и слышали – с удовольствием подпевают, вначале отдельные слоги и постепенно включаются в активное пение. Благодаря таким игровым действиям стимулируется запуск речи у детей, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, для понимания ребенка. Подбирая песни для детей младшего возраста, обращаю внимание на простоту и понятность текста для детей. Желательно, чтобы были повторяющиеся слова или слоги: да-да-да, ля-ля-ля; а также песни со звукоподражанием: мяу-мур, гав-гав, ко-ко-ко, пи-пи-пи. Дети с удовольствием подпевают повторяющие слоги. Для запоминания текста песен у детей 2-2, 5 лет использую такой приём, как медленное и утрированное произношение отдельных слов, ведь это помогает обогащать словарный запас и развивает речь ребёнка, его память.
Также с малышами использую видео ролики. Малыши смотрят, слушают и подпевают. Потом берут игрушки, проговаривают или пропевают звукоподражание этой игрушки лошадка «иго-го» и танцуют танец с игрушками, потом можно еще и поиграть, «Найди свою игрушку» «Есть у нас лошадка Игогошка» (мульт-песенка в исполнении Ю. Селиверстовой). Весь песенный репертуар обязательно обыгрывается при помощи различных видов театра, я больше использую театр игрушки, дети обращаются к игрушке, используют движения рук и мимику. Исходя из всего перечисленного выше, можно сделать вывод о том, что использование театрализованной деятельности в работе с малышами помогает создавать доброжелательную атмосферу, побуждает каждого ребёнка активно участвовать в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и что не маловажно активизирует речь. И в дальнейшем, уже в младшей и средней группе принимать участие в театральных постановках, вместе со своими старшими друзьями. Но не сами упражнения являются определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога и родителей с детьми способствуют активизации и развитию речи у детей, их раскрепощению. Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии. Хороших результатов можно добиться только при взаимодействии педагогов (музыкальный руководитель и воспитатель), а также при совместной работе с родителями. Список литературы
2-З лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
3- 4 лет. TII Сфера, 2008, -127 с.
|