Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи младших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов театрализации
Развитие речи у детей
Автор: Бологова Татьяна Владимировна   
18.03.2022 07:09

Развитие речи младших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов театрализацииРазвитие речи младших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов театрализации

(обобщение опыта работы)

Исполнитель: Бологова Татьяна Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 26 «Журавушка» г. Междуреченска

Цель: Представление опыта работы по развитию речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности на музыкальных занятиях.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях для развития речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
  • Показать значимость применения театрализованных игр для речевого развития дошкольников.

Скачать конспект

Актуальность.

Особое место для профилактики нарушений речи занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Неотъемлемой частью музыкальных занятий является театрализация и театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Потому-что именно они оказывают большое влияние на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста. Все мы знаем, что игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, и каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, проговаривая звуки, держать интонацию — все это помогает осуществить театр

Дошкольники — это особый народ. Занятия с ними должны быть яркими, эмоциональными.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой и помогает преодолеть детям робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Элементы театрализации в музыкальной деятельности с детьми вводятся с раннего возраста и используются во всех видах деятельности:

  • в пении несложных песенок-попевок, сопровождаемые жестами;
  • в элементарном музицировании (игра на шумовых инструментах);
  • в движениях под музыку;
  • в упражнениях на дыхание;
  • в плясках;
  • в пальчиковых, музыкальных и ритмических играх, которые делают

занятие более ярким, интересным и способствуют активизации речи ребенка.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегчённых слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох, поэтому я использую на занятиях различные игровые упражнения с элементами театрализации, которые развивают общеречевые навыки, такие как; речевое дыхание, силу голоса, темп речи, дикцию и выразительность.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта. Перед нами встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания.

Вот несколько самых простых упражнение на дыхание, которые проводятся в игровой форме.

  • Показываем «ветерок» —дуем на ленточки, друг на друга.
  • Сдуваем с ладошек пёрышки, листики, снежинки.
  • Ветерок вдруг налетел, натворил он много дел. (дуем, как сильный ветер)

Листья с дерева сорвал танцевать ребят позвал.

«Воздушные шары»

Цель: развитие силы голоса и дыхания

  1. Дети дуют на шарик, и он удаляется. Дуют все вместе или индивидуально.
  2. Поют любые гласные на выдохе (а, у, и, о) По мере удаления воздушного шара сила голоса уменьшается. При приближении — усиливается.

«Самолёт»

Муз. рук. показывает игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.

Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».

  1. Просто гудим.
  2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.
  3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.
  4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.
  5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, самолет «летит».

«Ладошки»

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

«Насос» (перед разучиванием или слушанием песен про машину)

По шоссе летят машины

Все торопятся, гудят –би, би, би.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

«Люблю себя»

Ах, какой

хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

Упражнения на дыхание, пальчиковые игры и координационно-речевые игры с пением (по программе «Ладушки» И. Каплуновой,

И. Новоскольцевой и «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3, и 3-4 лет» И.Ю. Картушиной) использую систематически. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык. (артикуляционная гимнастика проводится воспитателем с детьми каждое утро в группе).

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение в развитии ребенка: у него улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память: они запоминают двух – четырех строчный, специально для конкретного случая предназначенный текст, и потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и, наоборот, – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Ярким примером служит песня «Шапочка-лапочка» — сл. Инга Периева.

«Шапочка- лапочка»

Дети 1 младшей группы с удовольствием примеряют на пальчики «Шапочку- лапочку», сами выбирают какой пальчик будем наряжать.

Дети повторяют движения, которые показывает воспитатель и подпевают:

Знаю я одну игру, да-да-да,

Вам ребята покажу, все сюда.

Шапочка-лапочка есть у меня,

И надевает её ребятня.

Первый наденет палец её.

Толстый, большой закричит:

"Не моё!" и т.д.

Шапочка-лапочка есть у меня,

И надевает её ребятня.

На указательный палец, примерь.

“Нет, не моя она, братец поверь". И т.д.

«Скачет зайка маленький»

2 младшая любит играть в игру

«Скачет зайка маленький» р.н. п., где меняется темп, динамика.

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка

Ты его поймай-ка!

Одно условие соблюдаю непременно – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость.

На своих занятиях я использую различные речевые ритмические игры: игры с палочками — увлекательное и полезное занятие, развивающее внимание, память, речь мелкую моторику, чувство ритма. Речевые игры– одна из форм творческой работы с детьми в развитии речи, чтобы речевая игра стала интересней, а речь малышей активизировалась в неё надо внести элемент театрализации.

Также для развития речевых процессов использую на музыкальных занятиях музыкально-ритмические движения, синхронизированные с речью, то есть использую приём «говорю и делаю». Всё это есть в программе Т. Сауко и А. Бурениной «Топ-хлоп, малыши». Чёткое произношение ритмического текста под музыку развивает воображение, помогает соотносить слово и действие.

  • Танцы с простейшими словами, дублирующими движения. Танцуют с Петрушкой, кукла на руке у воспитателя.

«Да-да-да» муз. Е. Тиличеевой

«Мы ногами топ-топ-топ» Е. Железнова, малоговорящие дети 1 младшей группы не произвольно начинают повторять слова:

Топ-топ;

Хлоп-хлоп;

Прыг-прыг;

Бип-бип (Нажимаем на носик)

Туда-сюда (Повороты корпуса)

Нельзя оставить без внимания подвижные музыкальные игры с элементами театрализации, одна из них.

«Зайчики и лисичка» Сл. В. Антоновой Муз. Г. Финаровского

На каждое занятие в гости к малышам приходит какой-нибудь персонаж-игрушка: кошечка, собачка, петушок и т.д. Обязательно его приветствуем, придумываем ему имя, гладим, рассматриваем. Учу детей звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываются игрушками или использую движения рук по тексту.

Дети внимательно и с интересом смотрят и слушают показываемые потешки, сказки, при помощи театра игрушек или видеосюжетов, а потом все то, что видели и слышали – с удовольствием подпевают, вначале отдельные слоги и постепенно включаются в активное пение.

Благодаря таким игровым действиям стимулируется запуск речи у детей, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, для понимания ребенка.

Подбирая песни для детей младшего возраста, обращаю внимание на простоту и понятность текста для детей. Желательно, чтобы были повторяющиеся слова или слоги: да-да-да, ля-ля-ля; а также песни со звукоподражанием: мяу-мур, гав-гав, ко-ко-ко, пи-пи-пи. Дети с удовольствием подпевают повторяющие слоги.

Для запоминания текста песен у детей 2-2, 5 лет использую такой приём, как медленное и утрированное произношение отдельных слов, ведь это помогает обогащать словарный запас и развивает речь ребёнка, его память.

  • Игровые упражнения и песенки с различными звуками для детей 1,5-2, 5 лет. Песенки со звукоподражанием: «Лошадка» муз. М. Раухвергера -щелкают язычком;
  • «Машенька-Маша» — едим с горочки «ух»,
  • «Машина» муз. К. Волкова –звукоподражание «би-би-би».
  • «Бобик» -гав, гав, гав.

Также с малышами использую видео ролики. Малыши смотрят, слушают и подпевают. Потом берут игрушки, проговаривают или пропевают звукоподражание этой игрушки лошадка «иго-го» и танцуют танец с игрушками, потом можно еще и поиграть, «Найди свою игрушку»

«Есть у нас лошадка Игогошка» (мульт-песенка в исполнении

Ю. Селиверстовой).

Весь песенный репертуар обязательно обыгрывается при помощи различных видов театра, я больше использую театр игрушки, дети обращаются к игрушке, используют движения рук и мимику.

Исходя из всего перечисленного выше, можно сделать вывод о том, что использование театрализованной деятельности в работе с малышами помогает создавать доброжелательную атмосферу, побуждает каждого ребёнка активно участвовать в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и что не маловажно активизирует речь.

И в дальнейшем, уже в младшей и средней группе принимать участие в театральных постановках, вместе со своими старшими друзьями.

Но не сами упражнения являются определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога и родителей с детьми способствуют активизации и развитию речи у детей, их раскрепощению.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии. Хороших результатов можно добиться только при взаимодействии педагогов (музыкальный руководитель и воспитатель), а также при совместной работе с родителями.

Список литературы

  • Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). — Ростов-н/Д, 2009. — 192 с.
  • Зарецкая, Н. В. Веселая карусель. Игры, танцы, упражнения. Для детей младшего возраста (2-4 года) / Н.В. Зарецкая. — М.: АРКТИ, 2016. — 549 c.
  • Каплунова, И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий. Младшая группа (+ аудиоприложение на 2 CD) / Ирина Каплунова, И. Новоскольцева. И. — М.: Композитор — Санкт-Петербург, 2010. — 236 c.
  • Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий / М.Ю. Картушина. — М.: Скрипторий 2003, 2010. — 401 c.
  • Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми

2-З лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.

  • Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми

3- 4 лет. TII Сфера, 2008, -127 с.

  • Лунева, Т. А. Музыкальные занятия. Вторая младшая группа. Разработки и тематическое планирование / Т.А. Лунева. — М.: Учитель, 2013. — 216 c.
  • Топ-топ-топотушки! Музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста. — М.: Детство-Пресс, 2015. — 288 c.
  • Интернет ресурсы
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год