«Технология применения моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Николаева Татьяна Петровна Дроздова Ирина Сергеевна | |||
22.03.2022 09:08 | |||
«Технология применения моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей» Дошкольный возраст — самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям в познавательно-речевом развитии мною используется прием мнемотехники. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Задачи:
Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текст. Мнемотехника – мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемоквадрат — это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Приёмы мнемотехники облегчают детям процесс запоминания у них увеличиваются объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемодорожка — ряд картинок, по которым можно составить большой рассказ в 2-4 предложения. Примеры линейно-расположенных мнемодорожек, которые состоят из трёх, четырёх и более клеток Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, и т.п). Мнемотехника многофункциональна её можно использовать как на занятиях так и во время других режимных моментах. Мнемотаблицы бывают двух видов: Обучающие – содержат познавательный материал; Развивающие – содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения. Что даёт мнемотехника?
Примеры линейно-расположенных мнемодорожек, которые состоят из трёх, четырёх и более клеток. Использовать мнемотаблицы мы начали с младшего возраста, чем младше ребенок, тем проще брали упражнения «от простого к сложному», использовали красочность, так как яркие краски делают занятие очень интересным! Самое главное никого и никогда не надо принуждать. Это только оттолкнет от занятий. Например: самые простые схемы по картинкам они быстро запомнили, как и в какой последовательности надо мыть руки, в какой одеваться. Работа на занятиях по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех этапов.
Со старшими детьми, на занятиях можно предложить им изучить, описать и запомнить изображенное на картинках. Вначале с помощью зрительных ассоциаций они пытаются пересказывать простые сюжеты, позже составляют истории из нескольких иллюстраций. Подобные приемы мнемотехники помогают детям разнообразить словарный запас, развить речь, строить распространенные предложения в ответах, общаться более уверенно и свободно друг с другом. С помощью зубочисток или спичек надо последовательно составлять несколько фигур. Вначале дети рассматривают их и запоминают, потом отворачиваются. Убрав одну из фигур надо попросить детей отгадать, какую фигуру убрали из последовательности. С детьми подготовительной группы постепенно, фигуры надо усложнять, так же можно экспериментировать с цифрами, буквами, любыми предметами. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать не цветные, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Результаты использования мнемотехники:
рассказывать об этом. 3. Появляется желание пересказывать тексты, читать стихи, загадывать загадки. Мнемотехника является одним из способов по развитию, укреплению и совершенствованию памяти человека. Использование мнемотехнических приемов и методов в работе с детьми, именно дошкольного возраста, на сегодняшний день является актуальным и требующий основательного изучения вопросом. Память в свою очередь является главной и основной характеристикой познавательного процесса, и основополагающим фактором в развитии и обучении дошкольника. *
|