Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Развитие речи у детей
Автор: Петрова Елена Валентиновна,Петрова Надежда Владимировна   
09.03.2022 21:42

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

  • Петрова Елена Валентиновна, учитель-дефектолог
  • Петрова Надежда Владимировна, воспитатель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад №20 «Земляничка»

В системе работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, большое внимание уделяется коррекции недостатков речевого развития. У детей чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.

 

В дошкольном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью проводится разнообразная работа по развитию речи. Серьезное внимание уделяется коррекции произношения, расширению словаря, построению фразы, составлению несложных рассказов по картине. Это приводит к положительным сдвигам в речи детей с нарушением интеллекта. У них увеличивается словарь, появляется умение составлять предложения и отвечать на вопросы по содержанию простой сюжетной картинки. Однако нельзя не обратить внимание на то, что речевой материал, усвоенный ребенком в специально организованной образовательной деятельности, впоследствии практически не используется в повседневном речевом общении. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний, с целью налаживания общения с окружающими, дети с нарушением интеллекта фактически лишены возможности словесной коммуникации, так как усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

Поскольку общение особый вид деятельности человека, а развитие речи есть усвоение средств общения, то при подходе к речевому развитию детей следует всегда обеспечивать три составляющие деятельности – мотивационную, целевую и исполнительскую. Деятельность осуществляется полноценно только при полном единстве мотивов, цели и средств. Чрезвычайно важно в процессе обучения формировать мотив предстоящей деятельности, т.е. учитывать почему (мотив) и зачем (цель) ребенок будет говорить. Если ставить задачу развития речи, то очевидно, что для обеспечения цели и мотива речевой деятельности нужна еще какая-то деятельность. Мотивы и цели речевой деятельности почти всегда обусловлены какой либо другой деятельностью – игрой, рисованием, конструированием и т. д. Таким образом, одно из направлений по развитию речи дошкольников с нарушением интеллекта заключается в том, чтобы решать специфические задачи речевого развития параллельно с формированием основных видов деятельности. У детей с интеллектуальной недостаточностью из-за глубокого недоразвития всех видов деятельности и снижения познавательной активности не происходит перехода развития речи на словообразовательный уровень. Пополнение словаря осуществляется у них лишь за счет новых слов. Поэтому только работа, направленная на формирование основных механизмов деятельности, может обеспечить решение задач речевого развития: речевую активность, понимание речи, становление объяснительной функции речи. Таким образом, можно выделить следующие направления работы.

  1. Развитие речи и речевого общения в процессе формирования других видов деятельности (игра, рисование, конструирование, ручной труд и т.д.)
  2. Специальная фронтальная организованная образовательная деятельность по развитию речи.
  3. Индивидуальная образовательная деятельность. цель которой максимально учитывать особенности речевого нарушения каждого ребенка и структуру его дефекта при педагогическом коррекционном воздействии.

При построении обучения (при определении содержания и методов развития речи) учитываются основные этапы и особенности овладения речью в онтогенезе, а также специфика речевого развития дошкольников с нарушением интеллекта.

Прежде всего, необходимо четко определить требования к речи взрослых. Педагогам следует разговаривать естественно, нисколько не упрощая и не обедняя свою речь, которая должна иметь выраженный сопровождающе — объяснительный характер и одновременно содержать все типы коммуникативных высказываний. В группе необходимо установить режим свободного общения детей со взрослыми и друг с другом, поощрять речевую активность детей. На начальных этапах большое значение придается работе по развитию речи в специально организованной предметной и игровой деятельности. Особое место занимает обучение бытовой игре с куклой. Демонстрируя детям разнообразные игровые сюжеты, педагог сопровождает свои действия речью, содержащей ласковые обращения, вопросы к кукле – дочке. Речь взрослого не только служит опорой для развития игры (предварительного планирования действий, их фиксации, подведения итогов), но и направляет ее ход, а также представляет особое средство для выражения специфических человеческих чувств. Действуя и разговаривая с куклой на глазах у детей, педагог дает им конкретные образцы адекватного речевого общения между матерью и ребенком и тем самым углубляет и обогащает содержание самой игры. Стимулирование общения происходит путем обращений к находящемуся в роли ребенку, которые как бы программируют дальнейшее развитие игры, ее содержательное продолжение.

Серьезное внимание необходимо уделять руководству продуктивной деятельностью. На специально организованной продуктивной деятельности детям не только разрешается задавать вопросы, разговаривать друг с другом, но и всячески поощряется их речевая активность, привлекается внимание к правильно сделанным замечаниям, обращениям за помощью, предложениям по ходу работы.

При разработке содержания и методов организованной образовательной деятельности по развитию речи самая сложная задача — обеспечить необходимую мотивацию речевой активности в каждом конкретном случае. Рядом с ребенком всегда должен находиться собеседник; наличие объекта общения – одно из условий обучения. Второе условие, которое способствует продуцированию высказываний с целью общения, заключается в широком использовании конструкций с прямой речью при работе с наглядным материалом.

Особое место в общей работе над речью детей занимает индивидуальная организованная образовательная деятельность. Ее содержание определяется в каждом конкретном случае, исходя из особенностей речевого и психического развития ребенка. Дошкольники упражняются в словоизменении и словообразовании, подборе синонимов и антонимов. Большое внимание уделяется расширению и обогащению словаря, уточнению значений слов, коррекции звукопроизношения.

Наблюдая за детьми после обучения, можно отметить, что произошли положительные изменения в речи воспитанников. Прежде всего, резко увеличилась речевая активность детей. Они стали пользоваться речью в быту, обращались друг к другу с предложениями, вопросами. Изменения в речи детей особенно ярко прослеживаются в игре, ее речевом сопровождении. Существенные сдвиги мы наблюдали в речи детей во время выполнения заданий по рисованию и конструированию. Прежде всего, следует отметить возникновение адекватного речевого сопровождения деятельности. Дети начали обращаться к взрослому, т.е. появился важный показатель общения – стремление получить оценку со стороны старшего, сделать свою работу понятной и интересной для другого лица. Одно из важнейших достижений обучения – возникновение у детей желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Способность словесного выражения собственных побуждений значительно расширила возможности ребенка во всех сферах жизни и деятельности, повлияла на повышение произвольности и управляемости его поведения, изменила и обогатила практическую деятельность. Это позволяет сделать вывод об эффективности предложенного подхода к развитию речи дошкольников с нарушением интеллекта и его положительном влиянии на процесс формирования личности. При сохранении качественных особенностей и количественных различий в речи детей с нарушением интеллекта и нормально развивающихся дошкольников речь детей с интеллектуальными нарушениями уже в дошкольном возрасте может стать средством общения, организации деятельности, поведения и способствовать более гармоничному формированию их личности в целом.

  1. Арушева А.Г.. «Коммуникация. Развивающее общение с детьми» — Сфера, 2015.
  2. Арушева А.Г. «Речь и речевое общение детей» — Дошкольное детство, 2004.
  3. Ельцова О.М. «Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций» — Детство-Пресс, 2016.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика – М.: Владос, 2001.
  5. «Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников» под редакцией Л.П. Носковой — М. Педагогика 1989, 98-120с
  6. Соколова Н.Д. «Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре» М.1982, 56-65 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год