Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Рязанова Елена Викторовна   
28.02.2022 20:25

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возрастаИспользование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Рязанова Е.В., МАДОУ «Детский сад № 18 г. Челябинска», Россия

Аннотация. В статье, на основании анализа литературы, раскрыты понятия «технология», «инновационные технологии», «речевое развитие дошкольников». Описаны подробно инновационные технологии: проектная деятельность, технологии критического мышления, технология скрайбинг.

Ключевые слова: ДОО, речевое развитие дошкольников, инновационные технологии.

Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

 

Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников. На мой взгляд, развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует любую деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Я считаю, чем лучше будет организована речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности.

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Занимаясь с детьми, пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и инновационные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. В современном мире происходит активный рост инновационных технологий, многие из которых я использую в своей работе.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Рассмотрим изучение и применение инновационных технологий направленных на речевое развитие детей дошкольного возраста:

  • проектная деятельность
  • технологии критического мышления
  • технология скрайбинг.

Проектная деятельность

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектный метод. Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов — это педагогическая инновационная технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектная деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Для развития речи детей в ДОО могут использоваться разные варианты проектов. В содержание проектов могут быть включены игры и упражнения, которые широко используются в работе с детьми. Они разработаны по методике Н.Ю. Клюевой «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно с взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое).

Отмечая педагогическую значимость метода проектов можно сказать, что метод проектов является педагогической инновационной технологией. Методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Технологии критического мышления

Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников, является технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребенка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности. Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи: образовательной мотивации; информационной грамотности — социальной компетентности:

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия — «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ребенка знания по данной теме или проблеме
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме
  • побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома

Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:

  • получить новую информацию
  • осмыслить ее
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

В работе с детьми по речевому развитию я использую следующие инновационные технологии критического мышления: «Синквейн», «Корзина идей», «Кластер», «Шесть шляп мышления».

Технология скрайбинг

Технология скрайбинг — (от английского слова «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки).

Скрайбинг — это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.

Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии — речь выступающего иллюстрируется «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует. Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.

Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.

Аппликационный скрайбинг — техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие — готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Наряду с классическими видами стали выделять онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Преимущество видеоскрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность.

Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объем, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что использование инновационных технологий является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка, являются очень важным аспектом в работе, как ДОО, так и в воспитании ребенка вне его.

Создавая условия для речевого развития дошкольника, помогала ребенку усовершенствовать речь, для комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная речь являются залогом будущего обучения дошкольника.

Использование инновационных технологий в развитии речи позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с реализацией ФГОС ДО.

Литература

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. — 400 с.
  2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005
  3. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
  4. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие. – СПб: ИРО «Смена», 2004.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http: //www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год