Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РИСУЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ
Развитие речи у детей
Автор: Антошина Людмила Александровна   
22.02.2022 13:57

РИСУЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬРИСУЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Л. А. Антошина муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Балахтинский детский сад №3 «Тополек»

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

В средней группе я заметила, что детям нравится рисовать, но не у всех это получается хорошо, так как, чтобы рисовать карандашами и кистью, нужны определенные навыки и знания, приемы работы.

Почему я заинтересовалась рисованием разными техниками? Потому что считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют детям создавать что-то новое. К тому же появляется возможность для них искать и экспериментировать. А еще, таким образом, ребенок может само выражаться.

Нетрадиционное рисование – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.

 

Скачать конспект

Исходя из вышесказанного, в 2019-2020г. моею темой по самообразованию стала «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников и как средство развития устной речи». Я считаю, что для того чтобы вовлечь детей в это увлекательное занятие, сказать «иди, порисуй» не достаточно, больше того, основная часть детей, не пойдет рисовать. Потому-что он не умеет и ему нужна помощь взрослого. Есть дети, которые плохо ориентируются на листе бумаги и у них страх, что же можно нарисовать. Так же столкнулась с тем, что некоторые дети вообще не рисуют дома. И поэтому когда я предложила рисование нетрадиционным способом, дети заинтересовались, им стало интересно, как можно из кляксы что-то нарисовать. Вот так постепенно я вовлекала детей.

Поэтому в группе я начала создавать предметно-пространственную среду, которая была направлена на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными особенностями.

Стала обращать внимание на то, сколько дома ненужных вещей: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.! Да и вокруг всего столько интересного — палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений! И всем этим, оказывается, можно рисовать. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Вначале работы я познакомила ребят с разными техниками, они попробовали с их помощью творить, создавать свои шедевры, а уже потом определились, какая больше им понравилась. Когда начинаем рисовать, то они сразу спрашивают, а какую технику будем использовать? И начинают предлагать разные варианты.

Чаще всего используют такие нетрадиционные техники, как граттаж, монотипия, штампы, печатка, набрызг, а также рисование пластилином, свечой или восковыми карандашами, мятой бумагой, клеем с манкой. При получении результата, дети испытывают незабываемые, положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Заметила, что дети любят рисовать один рисунок разными техниками.

Результат моей работы показал, что 5 детей из 25 стали рисовать хорошо, у 10 — появилось не только желание рисовать, но и улучшились рисунки.

Проработав год в этом направлении и, увидев результат, я поняла, что через нетрадиционные техники рисования можно развивать не только творческие способности, но и устную речь, так как у детей расширился словарный запас, а речь стала более грамотной.

Поэтому моей темой по самообразованию на 2020 – 2021год стала «Развитие устной речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Для формирования активного и пассивного словаря во время рисования мы с ребятами стараемся больше говорить о свойствах, качествах того или иного материала, способах действия с ним. Например, если мы используем технику граттаж, то проговариваем, что нужно для этого, где можем еще использовать этот материал, для чего и из чего он сделан. Так же я использую скороговорки, чисто говорки, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики.

Перед тем как начать занятие, я с детьми провожу пальчиковую гимнастику. Например: пальчиковая гимнастика «игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)

Мячик я тебе бросаю (Протягиваем руки вперед – «бросаем мяч»)

Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочередно кладем друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)

Или можем заменить гимнастику на массаж рук.

Например: «Массаж рук грецким орехом»

(Катаем орех или маленький мячик между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями. Для них я провожу консультации, оформляю выставки рисунков. Так же запланированы мастер-классы, которые будут проведены во второй половине учебного года. В течение всего этого времени родители принимают активное участие в создании и пополнении предметно – пространственной среды.

На мой взгляд, очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворяет любопытство, помогает преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым».

У большинства детей изменилось восприятие окружающего мира: они стали находить разные оттенки, более точно передавать формы предметов и проявлять фантазию. Ребята приобрели опыт эстетического восприятия и уверенность в себе.

До Спустя время

За 1 полугодие учебного года заметно улучшилось произношение у 7 детей, речь стала более отчётливой. Они называют правильно предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.

Для себя я понимаю, что эту работу с детьми нужно начинать с первой младшей группы (с раннего возраста). Тогда у детей будет своевременно и одновременно развиваться мелкая моторика рук и речь, фантазия, творчество.

Поэтому в дальнейшем планирую продолжать работу в данном направлении, так как вижу актуальность использования нетрадиционных техник рисования не только для развития творческих способностей. но и для речевого развития дошкольников, что подтверждает положительный результат, достигнутый в течение первого полугодия учебного года.

Список использованной литературы:

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 208 с., 24 л. Вкл., переиздание дораб. и доп.
  2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2010. — 90
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год