РИСУЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Антошина Людмила Александровна | |||
22.02.2022 13:57 | |||
РИСУЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ Л. А. Антошина муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Балахтинский детский сад №3 «Тополек» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. В средней группе я заметила, что детям нравится рисовать, но не у всех это получается хорошо, так как, чтобы рисовать карандашами и кистью, нужны определенные навыки и знания, приемы работы. Почему я заинтересовалась рисованием разными техниками? Потому что считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют детям создавать что-то новое. К тому же появляется возможность для них искать и экспериментировать. А еще, таким образом, ребенок может само выражаться. Нетрадиционное рисование – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.
Исходя из вышесказанного, в 2019-2020г. моею темой по самообразованию стала «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников и как средство развития устной речи». Я считаю, что для того чтобы вовлечь детей в это увлекательное занятие, сказать «иди, порисуй» не достаточно, больше того, основная часть детей, не пойдет рисовать. Потому-что он не умеет и ему нужна помощь взрослого. Есть дети, которые плохо ориентируются на листе бумаги и у них страх, что же можно нарисовать. Так же столкнулась с тем, что некоторые дети вообще не рисуют дома. И поэтому когда я предложила рисование нетрадиционным способом, дети заинтересовались, им стало интересно, как можно из кляксы что-то нарисовать. Вот так постепенно я вовлекала детей. Поэтому в группе я начала создавать предметно-пространственную среду, которая была направлена на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными особенностями. Стала обращать внимание на то, сколько дома ненужных вещей: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.! Да и вокруг всего столько интересного — палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений! И всем этим, оказывается, можно рисовать. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Вначале работы я познакомила ребят с разными техниками, они попробовали с их помощью творить, создавать свои шедевры, а уже потом определились, какая больше им понравилась. Когда начинаем рисовать, то они сразу спрашивают, а какую технику будем использовать? И начинают предлагать разные варианты. Чаще всего используют такие нетрадиционные техники, как граттаж, монотипия, штампы, печатка, набрызг, а также рисование пластилином, свечой или восковыми карандашами, мятой бумагой, клеем с манкой. При получении результата, дети испытывают незабываемые, положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Заметила, что дети любят рисовать один рисунок разными техниками. Результат моей работы показал, что 5 детей из 25 стали рисовать хорошо, у 10 — появилось не только желание рисовать, но и улучшились рисунки. Проработав год в этом направлении и, увидев результат, я поняла, что через нетрадиционные техники рисования можно развивать не только творческие способности, но и устную речь, так как у детей расширился словарный запас, а речь стала более грамотной. Поэтому моей темой по самообразованию на 2020 – 2021год стала «Развитие устной речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования». Для формирования активного и пассивного словаря во время рисования мы с ребятами стараемся больше говорить о свойствах, качествах того или иного материала, способах действия с ним. Например, если мы используем технику граттаж, то проговариваем, что нужно для этого, где можем еще использовать этот материал, для чего и из чего он сделан. Так же я использую скороговорки, чисто говорки, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики. Перед тем как начать занятие, я с детьми провожу пальчиковую гимнастику. Например: пальчиковая гимнастика «игрушки» Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук) Мячик я тебе бросаю (Протягиваем руки вперед – «бросаем мяч») Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочередно кладем друг на друга несколько раз) Грузовик везде катаю (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку») Или можем заменить гимнастику на массаж рук. Например: «Массаж рук грецким орехом» (Катаем орех или маленький мячик между ладонями) Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех. Научусь я два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями. Для них я провожу консультации, оформляю выставки рисунков. Так же запланированы мастер-классы, которые будут проведены во второй половине учебного года. В течение всего этого времени родители принимают активное участие в создании и пополнении предметно – пространственной среды. На мой взгляд, очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворяет любопытство, помогает преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». У большинства детей изменилось восприятие окружающего мира: они стали находить разные оттенки, более точно передавать формы предметов и проявлять фантазию. Ребята приобрели опыт эстетического восприятия и уверенность в себе. До Спустя время За 1 полугодие учебного года заметно улучшилось произношение у 7 детей, речь стала более отчётливой. Они называют правильно предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей. Для себя я понимаю, что эту работу с детьми нужно начинать с первой младшей группы (с раннего возраста). Тогда у детей будет своевременно и одновременно развиваться мелкая моторика рук и речь, фантазия, творчество. Поэтому в дальнейшем планирую продолжать работу в данном направлении, так как вижу актуальность использования нетрадиционных техник рисования не только для развития творческих способностей. но и для речевого развития дошкольников, что подтверждает положительный результат, достигнутый в течение первого полугодия учебного года. Список использованной литературы:
|