ИГРОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ |
Развитие речи у детей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Опарина Оксана Геннадьевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.02.2022 11:02 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИГРОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МАДОУ «Детский сад №165» г. Пермь Воспитатель: Опарина Оксана Геннадьевна Задачи: продолжать работу по взаимодействию с родителями; познакомить с особенностями развития речи дошкольников, играми и упражнениями, помогающими совершенствовать речь ребенка «Где начало рассказа?» Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Оборудование: Серийные картинки Ход игры: Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ. «Найди картинке место» Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. Оборудование: Серийные картинки. (№) Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. «Исправь ошибку» Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия. Ход игры: Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок. «Какая картинка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Оборудование: Серийные картинки. Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ. Какой? Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?» Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный. Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий. Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д. Слова наоборот Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход игры: Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д. Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл — потерял. Слова-товарищи Цель: Развивать речь ребенка, обогащая ее. Ход игры: Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь. Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д. Один – много Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход игры: взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята Нога-ноги пальто- пальто Обобщающие понятия Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Ход игры: Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Животные и их детёныши Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход игры: Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. Лови да бросай – цвета называй Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход игры: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый – Дети
|