Конспект НОД по развитию речи у детей 5-6 лет детского сада «Путешествие в весенний лес». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Тегаева Ольга Николаевна | |||
29.01.2022 22:43 | |||
Конспект НОД по развитию речи у детей 5-6 лет детского сада «Путешествие в весенний лес». Тегаева Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 75 «Сказка», воспитатель Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Задачи:
Интеграция образовательных областей: Развития речи, Экологическое образование, Познание (окружающий мир). Наглядный и демонстрационный материал:
Материал на каждого ребёнка:
Оборудование:
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся, улыбнёмся друг другу и встретим день с хорошим настроением со словами: Здравствуй, дружочек! Здравствуй, дружок! (дети поворачиваются друг к другу- улыбаются) Скорей становись Со мною в кружок. (дети становятся в круг) Руку мне дай, И я тебе дам. (подают друг другу руки, образовывая хоровод) И будет весело нам. Громко мы крикнем На весь белый свет: - Люди, привет! (говорят громко) Солнце, привет! Пташек пугать (качают головой из стороны в сторону) Мы не станем – нет, нет – Ласково скажем: (тихая, ласковая интонация) - Привет, привет! Восп. Ребята, посмотрите, какое чудесное утро нас встречает! Кто вспомнит, какое сейчас время года, и какой месяц? (Ответы детей: весна, апрель) Давайте повторим с вами стих-е С.Я. Маршака. «Апрель. Я начну, а вы по моему знаку рукой будете по очереди продолжать. На последних словах…и расцвел подснежник — обратить внимание детей на полянку с подснежниками. Восп. Ребята, а где растут подснежники? (в лесу) Давайте и мы отправимся на прогулку в лес. Но сначала вспомните, как надо вести себя в лесу? (дети говорят правила поведения в лесу). Звуки природы. На экране (на полянке растут цветы, летают комары, пчёлы, ползёт уж или змея). Восп. Дети, мы оказались с вами на лесной полянке. Следите глазами. Каких насекомых вы видите на ней? (дети: комара и пчелу). Давайте вспомним, какой звук произносит комар? Дети произносят звук [з]. А пчела? – звук [ж]. А кто ещё там ползает? (дети: змея). Как змея шипит? – произносят звук [ш]. Посмотрите, перед вами цветы и картинки. На тот цветок, где сидит комар поставьте картинки со звуком [з], где пчела – со звуком [ж], где змея – со звуком [ш]. На магнитной доске прикрепляем три цветка, а под ними по пять-шесть картинок на каждый звук, вызываются дети по одному, выбирают нужные картинки и передвигают к соответствующим цветкам. На следующем цветке сидит пчела, затем змея. Картинки с соответствующим изображением дети подвигают к оставшимся двум цветкам по очереди. Молодцы, ребята, правильно расставили все картинки. Мы идём с вами дальше по лесу. Восп. с детьми подходят к дереву. (птицы- (оригам) сидят на дереве. Грачи, сова, сорока). Кого вы видите? (Птиц). Отдайте загадку, о какой птице сейчас поёдёт речь. Одета скромно эта птица Она как будто ученица Бело-чёрный весь наряд Воровка, люди говорят Всё блестящее хватает Не спросив и улетает Вижу я её с порога Сидит на дереве (Сорока) Восп. Правильно, сорока. Скажите, сколько слогов в слове сорока (три слога)? Дети подставляют тыльную сторону ладони под подбородок или отхлопывают в ладоши, считая количество слогов. Ребята, лес это не только дом для птиц, а кто ещё живёт в лесу? (дети: заяц, волк, медведь, лиса). На экране телевизора (заяц, волк, медведь, лиса). Восп. Подумайте, где живёт заяц (под кустом). Сколько слогов в слове куст? Как называется дом волка (логово). Сколько слогов в слове логово? Где живёт медведь? (берлоге). Сколько слогов в слове берлога? Где живёт лиса (норе). Сколько слогов в слове нора? Назовите их ласково. Например, белка — пушистая, давайте назовём её ласково — пушистенькая. Волк – серый, а ласково — серенький; заяц – ушастый, а ласково – ушастенький. Лиса рыжая, а ласково – рыженькая. Медведь – косолапый, а ласково — косолапенький. Выходите на полянку поиграть с медвежонком. Динамическая пауза. Мишка вылез из берлоги, (шагают на месте) Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо) Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил Головой медведь крутил (Вращения головой) Наклонился вперёд – назад, (Наклоны вперёд – назад) Вот он по лесу идёт. (шагают на месте) Ищет мишка корешки (ладошку левой руки ко лбу, повороты корпусом вправо-влево) И трухлявые пеньки. (то же правой рукой) В них съедобные личинки - Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) Наконец медведь наелся (погладить по животу) И на брёвнышке уселся (сесть на пол). Воспитатель обращает внимание под дерево. Там на подставке игрушка би-ба-бо медведь. Воспитатель берёт БИ-БА-Бо. Воспитатель озвучивает медведя. Медведь: Ох-ох-ох… Восп. Ты чего, Мишка, грустишь? (Что- то шепчет на ухо воспитателю) Ребята, он грустный, потому что перепутал слова. Давайте поможем ему назвать слова наоборот (называются слова без картинок, на слух). Прилагательные: Весёлый – грустный Маленький – большой Худой – полный Сухой – мокрый Белый – чёрный Светлый – тёмный Длинный – короткий Глаголы: Идти – стоять Плакать – смеяться Молчать – говорить Терять – находить Начинать — закончить Встречать – провожать Светлеть – темнеть Медведь. Ребята, раз вы такие умненькие – разумненькие помогите мне разгадать загадку, которую мне хитрая Лисичка прислала. Она мне сказала, что подарит мне то, что зашифровала в загадке, если не отгадаю, сюрприз ей останется. А то я сам не разберу… Восп. Ребята, поможем косолапому? (ответы детей: да). Тогда рассаживайтесь за столы, выпрямляйте спинку. Сначала сделаем зарядку для пальчиков. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Быть послушным каждый пальчик Непременно научу. Дети под диктовку пишут графический диктант. См. Приложение. Получается (рыбка). После написания диктанта предложить детям встать и сделать расслабляющую гимнастику для рук). см. Приложение Восп. Ребята, давайте покажем Мишке, как мы умеем чисто, быстро и правильно проговаривать слова. (Скороговорка, чистоговорка о рыбке). см Приложение. Медведь: Спасибо вам, ребятки. Какая огромная рыба получилась! Очень мне интересно, а в слове РЫБА много звуков и слогов? Вы не знаете? (обращается к детям). Восп. Мишка, ребята с помощью волшебной коробочки, в которой лежат квадратики и прямоугольники, смогут посчитать количество звуков и слогов в слове РЫБА. Медведь: а что это за волшебная коробочка? (дети объясняют Медведю, что красные, синие, зелёные квадратики обозначают звуки: гласные, согласные твёрдые и мягкие, а серые прямоугольники — это слоги, чёрный прямоугольник — ударный слог). (Дети за столами выкладывают схему слова и рассказывают медведю, сколько звуков и слогов в слове РЫБА и какой ударный слог.) Медведь: Спасибо, ребята, без вас бы я не справился! Воспитатель ставит игрушку би-ба-бо на подставку. Под песенку «Я лисичка, я сестричка, я хожу не слышно...» появляется Лиса (взросл). Лиса: здравствуйте мои хорошенькие, здравствуйте мои пригоженькие! Какие же вы тоже хитренькие, прямо как я! Всё Медвежонку рассказали, всё подсказали! Хочу и я вас на внимание и смекалку проверить! Отгадайте мои загадки – шутки. В чаще голову задрав. Воет с голоду... жираф. (Волк) Кто в малине знает толк, Косолапый бурый... волк. (Медведь) Дочерей и сыновей Учит хрюкать …муравей. (Свинья) Кто любит по ветвям носится? Конечно, рыжая... лисица. (Белка) Быстрее всех от страха несется... черепаха. (Заяц) По горной круче проходил, Обросший шерстью... крокодил. (Баран) В теплой лужице своей Громко квакал... Бармалей. (Лягушонок) С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает … корова. (Обезьяна) Лиса: Дружные вы ребята и внимательные, не смогла я вас обхитрить! Пойду на рыбалку, обещанную рыбку для медвежонка поймаю. До свидания! Восп. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три обернись в группе сада очутись! Восп. Ребята, а давайте расскажем гостям, где мы с вами побывали, чего видели, с кем встретились. А теперь мы дружно пойдём на прогулку. Что за чудо – чудеса: Вот тебе моя рука, Вот ладошка правая, Вот ладошка левая! Скажем вам, не тая: Это все мои друзья. Дети уходят гулять. Список используемой литературы:
* Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 176 c.
* Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 624 c. Приложение.
|