Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

О важности участия семьи в решении речевых проблем.
Развитие речи у детей
Автор: Николаева Ирина Сергеевна Воронецкая Ольга Семеновна   
31.01.2022 05:44

О важности участия семьи в решении речевых проблем.О важности участия семьи в решении речевых проблем.

В настоящее время наблюдается тенденция ухудшение речевого развития детей дошкольного возраста. С каждым годом число детей с нарушениями речи возрастает в геометрической прогрессии. Все чаще специалисты выявляют детей с нарушениями речи. Наравне с медицинскими и наследственными факторами отмечаются социальные причины. Родители и близкие родственники все меньше взаимодействуют, общаются со своим ребенком с момента рождения. Цифровой мир заменил нам живое общение. А в ситуации осложненной эпидемиологической обстановкой, многие родители вынуждены работать дома, квартира становится офисом. Это объективная причина, но есть и масса субъективных причин, (Все чаще) когда родители заменяют живое общение смартфоном, планшетом, неконтролируемым просмотром мультфильмов, чуть ли не с самого рождения, потому что сами с окружающим миром общаются виртуально. Подрастая, ребенок видит родителей за цифровым прибором и вне рабочего время: во время обеда, прогулки, игры. (Если ребенку попадает в руки книжка, то он листает ее, как будто перелистывают страницы гаджета.)

 

В то время как, общение в семье является основным условием формирования стабильных межличностных отношений и нормального развития ребенка. Потребность ребенка с ОВЗ к общению с родителями является базовой, лежащей в основе последующего эмоционального, интеллектуального и социального развития.

Дисгармоничные взаимоотношения в семье негативно сказываются на формировании личностных качеств ребенка, в частности, приводят к эмоциональным, психологическим, а затем и неврологическим изменениям, к нарушению взаимодействия ребенка с социумом.

Специалисты-практики, работающие с семьями детей с ОВЗ, чаще всего сталкиваются с проблемами: неумение родителей ориентироваться в сложившейся ситуации. Сущность данных проблем раскрывается в психолого-педагогических исследованиях семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии речи. Позднее выявление отклоняющегося развития и/или неполное, субъективное информирование о характере нарушения приводит к тому, что родители теряют время. Поэтому для родителей важно обладать определенными компетенциями.

Компетенции родителей – это грамотность в вопросах развития, воспитания и обучения детей. Е. Ф. Архипова выделяет следующие виды компетенций родителей детей с ОВЗ:

  • педагогическая компетенция – знания и использование в повседневной жизни методов коррекционного воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребенка;
  • психологическая компетенция – понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также умение организовывать совместную с ним деятельность с учетом его возможностей;
  • здоровье сберегающая компетенция основана на внимании к физическому (соматическому) здоровью ребенка, включает проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребенка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребенка и своевременное их предупреждение или лечение;
  • социальная компетенция проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность устанавливать и поддерживать новые продуктивные связи, способствующие интеграции семьи в социум;
  • правовая компетенция – знание основных прав родителей и ребенка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства, знать права ребенка с ОВЗ и уметь их защищать.

Наиболее продуктивны педагогическая и психологическая компетенции, позволяющие организовать оптимальный коррекционный режим в домашних условиях благоприятный для развития, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Выполнение домашних заданий, рекомендованных учителем-логопедом со своим ребенком. Для выполнения домашних заданий с ребенком традиционно используют индивидуальные тетради. Содержание тетради рекомендовано оформлять по схеме:

  • рекомендации к выполнению заданий;
  • упражнения для развития артикуляционного аппарата;
  • упражнения для мелкой моторики рук;
  • воспитание произносительных навыков;
  • развитие звукового анализа и синтеза, подготовка к школьному обучению;
  • формирование пассивного и активного словаря;
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • развитие психологической базы речи (О. В. Бачина, Л. Н. Самородова).

Тетради для домашних заданий стандартизировались, выпускаются отдельными тиражами, очень содержательны, красочны, качественно наполнены. Они позволяют родителям занять ребенка, вступить в диалог, познакомиться с явлениями и фактами окружающей действительности, прочитать рассказ, выучить стихотворение, загадать загадку в соответствии с лексической темой. Однако за этой наполненностью утрачивается смысл индивидуальной тетради, в которой задания должны быть подобраны эксклюзивно, дифференцированно, с учетом индивидуальных проявлений речевого дефекта и психических функций ребенка.

Для родителей должны быть указаны специальные методические приемы работы, наиболее апробированные и действенные для занятий именно с их ребенком. Только специально отобранные индивидуальные задания позволят быстрее и лучше ликвидировать отставание детей в речевом развитии.

Приобщение родителей к творчеству позволяет преодолеть неконструктивные формы поведения, обрести радость и удовольствие от жизни, посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения. Конспектирование занятий логопеда – краткие записи, выполненные родителями в процессе наблюдаемого занятия.

В них фиксируются наиболее значимые, важные моменты занятия, отдельные технические приемы, которые позволят родителям в спокойной домашней обстановке восстановить в памяти смысловое и структурное содержание и воспроизвести его в полной мере.

В случае, когда ребенок не говорит, можно вести дневник развития. Основная задача дневника развития – помочь родителям оценить соответствие речи ребенка возрастной норме и зафиксировать темп речевого развития. В дневнике приводятся речевые высказывания ребенка в виде слов, фраз, рассказов. Оценивается количественный и качественный состав речевой продукции, по результатам оценки проводится беседа. Дневники развития могут быть тематическими: «наблюдение за невербальным поведением ребенка», «использование социальных жестов», «запинки в речи ребенка в соответствии с коммуникативной ситуацией». В этом случае сроки наблюдения должны быть ограничены (1-2 недели). Следует отметить, что родители должны быть обучены наблюдению за поведением ребенка и уметь фиксировать эти результаты. В случаях, когда динамика развития ребенка медленная, еженедельное ведение дневника и последующий его просмотр воодушевляют родителей, учат наблюдать и замечать небольшие положительные шаги в развитии своего ребенка.

Не секрет, что дети в дошкольном возрасте развиваются по подражанию, поэтому очень важно выполнять рекомендации специалистов, обращать внимание на собственную речь.

Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с интонацией, тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует его установить с Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребенок смотрел на рот взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать: «Посмотри на меня».

Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы или фотографии для улучшения понимания.

Важно следить за активностью ребенка! Как только видите его готовность повторить или сказать самому, поощряйте эту активность, а сами затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил ему нужно обилие собственной речевой практики.

Демонстрация приемов работы родителям позволяет наглядно представить способы и технику выполнения взаимодействия с ребенком. Демонстрация может быть в реальном времени и в видео-, аудиозаписи. По ходу демонстрации логопед дает указания и пояснения. Разнообразие форм взаимодействия с семьей организуется в единую систему методических рекомендаций для родителей с учетом запроса и контингента детей образовательной организации.

Этапы работы с семьей ребенка с нарушением речи

Работа с семьей ребенка с нарушениями речи состоит из нескольких этапов и может занимать достаточно продолжительный период времени.

1. Ознакомительный этап служит для установления непосредственного личного контакта между педагогом и матерью ребенка с нарушением речи, для ознакомления с проблемами семьи, а также для определения необходимости консультации логопеда. С первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении осуществляется выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии речи ребенка с целью профилактики и выявления резервных возможностей развития. Ежедневные наблюдения за поведением ребенка в процессе общения с родителями позволяют ответить на вопросы: – как происходит расставание ребенка с родителями утром, – как ребенок встречает родителей вечером, – с какими вопросами, просьбами ребенок обращается к родителям, и наоборот, – как родители реагируют на просьбы ребенка, и наоборот, – как общаются родители с ребенком: вербальной речью, используют жесты, мимику, иные способы, – что из жизни ребенка в детском саду родителей интересует в первую очередь (питание, прогулки, сон, занятия, игры, друзья ребенка).

В период адаптации ребенка в образовательном учреждении педагог знакомится с индивидуальными особенностями ребенка, его семьи, устанавливает эмоциональный контакт с ребенком и семьей, составляет педагогическую характеристику адаптации ребенка к режиму образовательной организации, знакомит родителей с результатами педагогических наблюдений.

В случае выявления изменений речевого развития ребенка педагог, с согласия родителей, привлекает к взаимодействию логопеда.

Выявление и отслеживание речевого развития реализуется логопедом в двух формах: диагностика и мониторинг.

«Диагностика» – это процесс распознавания речевого отклонения от нормального развития речи, определение состояния речи. «Мониторинг» – регулярное или постоянное наблюдение за процессом развития речи с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению.

2. Индивидуальной этап работы позволяет логопеду ознакомиться с историей жизни семьи, выявить родительские установки, ознакомиться с историей болезни ребенка, определить проблемы, предложить помощь. Логопед создает доверительные, откровенные отношения с родителями, мотивирует на сотрудничество во благо ребенка, учить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка. На индивидуальном этапе логопед: – подробно обсуждает речевое развитие ребенка; – разъясняет возможные меры помощи ребенку с учетом структуры его дефекта, – разъясняет характер, степень и причины трудностей коррекционного воздействия; – объясняет, какое участие должны принимать родители в системе коррекционной работы; – показывает отдельные приемы коррекционного воздействия; – формирует у родителей потребность в совершенствовании «коррекционно-педагогических компетенций» через расширение дефектологических знаний и представлений.

3. Укрепление сотрудничества с семьей ребенка. Педагог побуждает родителей открыто высказывать свои взгляды на воспитание и обучение ребенка, устанавливает требования к проведению коррекционно-развивающей работы, учит наблюдать за динамикой развития ребенка, отмечать позитивные моменты, объяснять особенности поведенческих реакций ребенка. Педагог и родители начинают работу по совместно выработанному плану. Родители знают цели коррекционного воздействия, понимают, как работает педагог, умеют в домашних условиях применять те же методы и приемы воздействия.

Только такая совместная, гармоничная работа, может дать положительный результат.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год