Мультипликация как средство развития диалогической формы речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Волошина Екатерина Александровна | |||
28.12.2021 11:42 | |||
Мультипликация как средство развития диалогической формы речи УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН СОВЕТСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 239 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН 2021 ГОД ВОЛОШИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ Концепция Обоснование актуальности На сегодняшний день актуальной проблемой является проблема развития диалогической речи старших дошкольников. Постоянное обращение к диалогу в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для коммуникации, а готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности. Проблема развития диалогической речи была исследована многими отечественными и зарубежными специалистами словесности в разные периоды времени. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Развитие речи и речевое общение в ДОУ, традиционно протекает в форме беседы, в ходе которой происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, включающее овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формированием умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Такая выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, не все дети, в большинстве случаев к таковым не относятся. Для решения задач развития диалогической речи у детей старшего дошкольного, целесообразно подбирать такие игровые методы, которые органично впишутся в жизнь ребенка.
Мы считаем, что одним из средств развития диалогической речи в ДОУ может стать мультипликация. Этот вид современного искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, нами была выбрана мультипликация, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решить большинство речевых проблем. Объект исследования: процесс развития диалогической формы речи дошкольников. Предмет исследования: мультипликация как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить в педагогическом процессе ДОУ средства мультипликации, направленные на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Для педагогов:
Для воспитанников: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Для родителей:
Гипотеза: мы предполагаем, что применение мультипликации, повысит эффективность развития диалогической формы речи, детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования:
Научная и Практическая значимость: состоит в том, что разработанная рабочая программа может быть использована в работе с детьми в системе дошкольных образовательных учреждений в образовательных областях «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Педагогов детского сада интересуют проблемы, связанные с развитием диалогической речи. И в результате предварительного анкетирования, проведенного в нашем детском саду, были выявлены следующие проблемы: - большинство детей 42% не умеют организовывать диалогическое общение, они просто не обращают внимание на партнера и пытаются выполнить игровое задание самостоятельно, а не в совместной деятельности со сверстником, как это было сформулировано в задании. - у 27% детей старшего дошкольного возраста не развиты умения организовывать содержание диалога и диалогические отношения (инициативность, активность, воздействие), подбирать средства общения, задавать вопросы и отвечать на вопросы, комментировать свое высказывание и высказывание партнера, обсуждать, пояснять, аргументировать, быть доброжелательным по отношению к партнеру по общению. - 45% детей хотели бы научится самостоятельно снимать и озвучивать мультфильмы. - родители заинтересованы в проведении в ДОУ организованной деятельности по развитию диалогической речи с использованием средств мультипликации. Создавшаяся ситуация заставила нас по новому взглянуть на организацию работы в детском саду и побудила на поиск новых форм работы с детьми. Мы считаем, что внедрение мультипликации в процесс развития диалогической формы речи детей старшего дошкольного возраста благоприятно повлияет на её уровень. Планируем разработать комплекс мероприятий по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов с учетом требований ФГОС ДО. Этапы и сроки реализации проекта 1 этап «Подготовительный» (сентябрь 2021 – декабрь 2021 гг.)
2 этап «Основной» (январь 2022 — декабрь 2022гг.)
создание персонажей и декораций; озвучивание; съемка; монтаж. 3 этап «Итоговый» (январь 2022 –май 2023 гг.)
Ожидаемые результаты.
1. Собственно речевые умения:
2. Умения речевого этикета:
Критерии оценки ожидаемых результатов. Неотъемлемой частью исследовательской работы является отслеживание качества полученных результатов, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития диалогических способностей детей положены методологические принципы:
Диагностические задания. Цель: определение уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и выявление уровня способности вести диалог у старших дошкольников. Для проведения констатирующего эксперимента использовалась диагностическая методика, предложенная в учебном пособии М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, предназначенная для выявления уровня развития навыков диалогического общения. В методике проведения необходимой диагностики М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной представлены критерии трех уровней развития навыков диалогического общения:
Данная методика состоит из серий заданий. Первая серия заданий предусматривает установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Педагог посредством непринужденной беседы выясняет умение старших дошкольников вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы. Беседа предполагает комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи; Вопросы для беседы:
Основное внимание уделяется оценке различных критериев:
Список используемой литературы:
|