Наблюдение на прогулке как средство развития познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Сумарокина Татьяна Алексеевна | |||
27.12.2021 19:41 | |||
Наблюдение на прогулке как средство развития познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Автор: Сумарокина Татьяна Алексеевна, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить без нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. По ФГОС ДО в разделе «Познавательное развитие» перед воспитателями ставятся следующие задачи: формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать; активизация познавательных процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти); обогащение знаний и представлений об окружающем мире; развитие поисковой и исследовательской деятельности; развитие познавательного интереса и познавательных действий. [5]
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Большое значение природе, как средству воспитания детей придавали такие педагоги как Коменский Я. А., Ушинский К. Д., Водовозова Е. Н., Тихеева Е. И., Саморукова П. Г., Рыжова Н. А. и другие. Помимо этого, современное педагогическое сообщество достигло немалых высот в своей деятельности. Одной из главных задач работы с детьми дошкольного возраста в настоящее время является развитие ребенка в ходе его самостоятельного стремления к познанию, т. е. педагогам нужно организовывать такую среду, в которой ребенок будет стремиться к обучению сам. Именно эту задачу можно выполнить в ходе развития познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу — около 40%. При общем недоразвитии речи у детей наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). В структуре дефекта у детей с речевой патологией также наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. [1] Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, проявляющиеся у детей при речевом дефекте. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности. Необходимо систематически и целенаправленно создавать условия для успешного наблюдения, запоминания, ориентировки в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. С точки зрения Галины Ивановны Щукиной, автора докторской диссертации на тему «Познавательный интерес как педагогическая проблема», познавательный интерес — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. [7] Наблюдение является умением всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. То есть, затрагивая данную тему, раскрываются сразу несколько задач развития познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, такие как: формирование бережного отношения к окружающему; развитие высших психических функций старших дошкольников и создание условий для самостоятельной познавательной деятельности детей. Продуманная организация прогулок и специальных наблюдений развивает мышление, внимание, речь детей, что также является важной темой для изучения. Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего развития познавательных интересов. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка. [3] В процессе наблюдения за тем или иным объектом природы важно обращать внимание детей на интересные сучки, веточки, пни, древесные грибы, шишки. Каждая находка будет открытием для детей. Воспитатель может предложить детям собрать природный материал и сделать из него поделку или аппликацию, тем самым все больше развивая в детях интерес к природе. [4] Также одним из методов обогащения наблюдения является использование дневника наблюдений. Дневник наблюдений – ежедневные записи наблюдений, производимых во время прогулок, заполняемые детьми самостоятельно. Дневник наблюдений помогает детям запоминать увиденное, анализировать и синтезировать. Этот метод в ходе наблюдений играет значимую роль в формировании у детей познавательных интересов к природе. Календарь природы для старших дошкольников с общим недоразвитием также является одним из способов развития познавательного интереса к природе. Это наиболее сложный метод по содержанию и способу фиксации наблюдений и включает в себя много различных пунктов: погода, число, месяц и день недели, живая природа. Заполнение календаря наблюдений за погодой и сезонными изменениями, т. е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя, значками изображают погоду. Систематическая работа с календарем природы может заинтересовать детей в изучении окружающего мира. [4] Используются воспитателями тактильные обследования объектов природы. Дети вместе с воспитателем во время наблюдения за березой могут подойти к ней, потрогать ее ствол, ощутить на ощупь ее кору, листья, сережки. Стихотворения, песни, хороводы, отрывки рассказов или сказок – еще один метод обогащения наблюдений с целью развития познавательных интересов детей. Красивое художественное слово позволяет заинтересовать ребенка в исследовании объекта природы. Особенностью данного метода является большой эмоциональный отклик на процесс наблюдения. Появление вопросов у детей о наблюдаемом объекте природы свидетельствует о формировании и развитии познавательного интереса. Воспитатель должен подробно и рассудительно отвечать на вопросы детей. При проведении наблюдения на прогулке у воспитателя есть множество способов и методов развития у детей познавательного интереса к природе. Познавательный интерес детей к природе является важным в системе обучения, воспитания и развития из-за общемировой экологической проблемы. И по мнению множества научных деятелей искоренять проблему нужно с самого детства в ходе формирования у дошкольников любви и бережного отношения к природе. Исследовательская работа проводилась в группе детей с общим недоразвитием речи. В данной группе 15 детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет, 8 мальчиков и 7 девочек. У всех детей имеется общее недоразвитие речи II, III или IV уровня, также в логопедическом заключении отмечается дизартрия. На основе времени года, сезонных явлений природы и наблюдений на прогулке по плану воспитателя был составлен комплекс наблюдений и подобраны методики с целью развития познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для диагностики изначального уровня развития познавательного интереса к природе у детей были использованы следующие диагностические методики:
На основе проведенных диагностик было выявлено, что экспериментальная группа содержит 53% детей (8 человек) с низким уровнем развития познавательных интересов к природе, 33% детей (5 человек) со средним уровнем и 13% детей (2 человека) с высоким уровнем. Воспитанники, вошедшие в группу с низким уровнем развития познавательного интереса имели характеристики: чаще всего они безразличны к прямому «общению» с природой, не интересуются причинно-следственными связями в природе, не задают вопросов, эмоциональная реакция отсутствует. В группе преобладают следующие проблемы в развитии познавательного интереса к природе: доминирование пассивного слушания получаемой информации над активным, неумение выделять и оценивать красоту природных объектов и явлений, низкая заинтересованность в природе в целом. На основе времени года, сезонных явлений природы и наблюдений на прогулке по плану воспитателя был составлен комплекс наблюдений и подобраны методики с целью развития познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В ходе наблюдения за следами синички на снегу детям была предложена загадка, разгадав которую они понимали, за чем будет проводиться сегодняшнее наблюдение. Сам процесс отгадывания загадки заинтересовал детей, они проявили любознательность к дальнейшему наблюдению. Дети рассматривали следы на снегу возле скворечника, отвечали на вопросы о том, чьи это следы, что такое след, что можно узнать о птице по ее следу, чем отличается след синицы от следов других птиц. У одного из воспитанников возник вопрос в процессе наблюдения: «А почему на снегу остаются птичьи следы?». Появление вопроса у ребенка может свидетельствовать о проявлении познавательного интереса к наблюдаемому объекту природы. Детям было предложено найти ответ на вопрос самостоятельно, тем самым решалась задача в развитии у воспитанников группы мышления и самостоятельности при поиске информации. При помощи наводящих вопросов о свойствах снега дети сами пришли к ответу. Самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос вызвал любопытность у детей, тем самым они были заинтересованы в процессе наблюдения. Также дети попросили прочитать им рассказ о следах на снегу. Далее работа может продолжаться в группе. Для закрепления познавательного интереса к природе после данного наблюдения можно использовать сборник рассказов Виталия Бианки «Снежная книга». В начале наблюдения на прогулке за деревьями и кустарниками дети прослушали песню «Старый Клен» в исполнении Майи Кристалинской. Затем детям был задан вопрос: «Какое старое дерево стучало в стекло в этой песне?». Ответив на вопрос, детей попросили найти на участке растение, которое очень похоже на дерево. Дети ответили, что это куст. Далее наблюдение носило сравнительный характер, дети наблюдали за кленом, затем за кустарником и сравнивали их по определенным признакам. Также было использовано тактильное обследование объекта, дети подходили к стволу клена и трогали его, чтобы понять, какой он: теплый или холодный, гладкий или шершавый, твердый или мягкий, а главное, что он живой. При организации тактильного обследования объекта природы с детьми повторили, что природа – ценность нашей планеты и к ней нужно относиться уважительно и бережно, поэтому дергать дерево за ветки при обследовании нельзя, можно только трогать его ствол, не нарушая целостность коры. Затем детям был задан вопрос: «Как вы думаете, как деревья и кустарники чувствуют себя зимой?». Дети ответили, что им холодно и грустно. Группе предложили проверить это самим. Один из воспитанников был выбран ответственным за работу с инструментом – детской лопатой. Нами было найдено место на территории детского сада, где лежал тонкий слой снега. Воспитанник раскапывал снег, а остальные дети наблюдали за процессом, высказывали свои предположения. Спустя пару минут была выкопана небольшая ямка в снегу, в которой виднелась зеленая трава. Как следствие дети сами сделали вывод о том, что траве и корням деревьев под снегом тепло. Для дальнейшего развития познавательного интереса к природе по данной тематике можно прочитать детям рассказ Нины Михайловны Павловой «Деревья зимой», попросить их зарисовать в группе то, что они увидели на прогулке. После проведения комплекса наблюдений за природными объектами было произведено повторное исследование экспериментальной группы на основе двух констатирующих диагностик: «Оценка вопросительных проявлений у детей» Т. А. Серебряковой [6] и «Опиши картинку» Э. А. Барановой [2]. Анализируя результаты контрольных диагностик, можно сказать о том, что:
Дети данной группы начали задавать вопросы познавательного характера, проявлять инициативу при наблюдениях, классифицировать предметы природного мира и объяснять свои действия, с помощью вопросов дети пытаются понять суть и причину происходящего. Тем самым, можно утверждать, что организация и проведение наблюдений на прогулке способствует развитию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проводя ежедневные наблюдения на прогулке, воспитатель решает сразу несколько задач: воспитывает добрые чувства к природе, формирует самостоятельность в добыче новых знаний у воспитанников и развивает высшие психические функции. При правильной организации наблюдений на прогулке воспитатель действительно может развить в детях познавательный интерес к природе. Основными методами работы могут быть поисковые вопросы, использование художественной литературы, сюрпризных моментов, песен, дневников наблюдений, элементов исследовательской деятельности. Все эти формы организации работы вызывают заинтересованность у детей, они сами начинают стремиться к познанию нового в природе. А также не менее важно, чтобы сам воспитатель любил природу, понимал ее, видел красоту во всех ее деталях и смог передать свою любовь в сердца детям. Полученные результаты дают возможность говорить о перспективах дальнейшего использования наблюдения на прогулке для развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи познавательного интереса к природе. Методические рекомендации для развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи познавательного интереса к природе в ходе наблюдения на прогулке:
Литература
|