РОЛЬ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Щенова Светлана Анатольевна | |||
27.12.2021 11:05 | |||
РОЛЬ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Щенова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Вовремя игровой деятельности детей необходимо побуждать к общению между собой, комментированию своих действий, для совершенствования разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи т. п.
По мнению Ф. Фребеля, процесс игры заключается в выявлении и проявлении изначально заложенный в человеке божеством. Фребель считал, что через игру ребенок познает божественное начало, законы мироздания и самого себя [4, с,34]. Большую роль в развитии речи детей играют театрализованные игры. В данных играх активно расширяется словарный запас дошкольника, совершенствуется артикуляционный аппарат, ребенок старается говорить четко, использует выразительные средства. Благодаря театрализованным играм дошкольник развивается как личность, появляется устойчивый интерес к литературным произведениям, театру. В театрализованных играх главным является сам процесс, а не его конечный результат. Помимо театрализованных игр, широко распространенными считаются сюжетно-ролевые игры и дидактические. В сюжетно-ролевых играх ребенок разговаривает с предметом, отвечает за него, воспроизводит некоторые звуки (рычание кошки, звонок телефона). Важное условие – подбор разнообразных игрушек, начиная от кукол и их одежды и заканчивая фруктами, овощами и т.д. На сегодняшний день существует различное количество дидактических игр на развитие сенсорных, двигательных, интеллектуальных способностей ребенка. Дидактические игры направлены на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Игра считается одним из средств умственного воспитания. В игре ребенок отражает окружающую действительность, старается выявлять свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному влияют на развитие детей. Особое внимание в умственном воспитании уделяется дидактическим играм, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Чем больше ребенок участвует в играх, тем больше он усваивает знания, которые в дальнейшем он будет использовать. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам [1, с.82]. В дидактических играх необходимо ставить такие задачи перед детьми, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолении трудностей. Данные игры позволяют обучать детей разнообразным, рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач [2, с. 12]. В каждой дидактической игре есть свое программное содержание, в конторе входит определенная группа слов, усваиваемая детьми. Как показывает практика, все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. На первых занятиях упражнения рекомендуется выполнять в медленном темпе, так как дети часто дают правильные ответы и педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать в виде игры, в которой участник получают фишки (жетоны) за правильный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по-своему усмотрению любому участнику игры. Игры с предметами. Для игр с предметами необходимы игрушки и реальные предметы. В процессе игры с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С помощью таких игр ребенок знакомится со свойствами предметов и их признаками (цветом, величиной, формой, качеством). Благодаря играм с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Постепенно задания в играх можно усложнять: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и т.д.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления [4, c. 89]. Так же в ходе игры дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх совершенствуются знания о материале, из которых делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Педагог применяет природные материалы (семена растений, листья, камушки, ракушки, разнообразные цветы) при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Данные игры используются воспитателем вовремя прогулок, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение [2, с.15]. Настольно-печатные игры. Данные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, также они различны и по задачам, которые решаются при их использовании. Словесные игры. В таком виде игры дети, опираясь на имеющиеся представления о предмете, пополняют знания о них, так как в таких играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя характерные признаки предмета; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и т.д. При помощи словесных игр у детей возникает желание заниматься словесным трудом. В словесных играх необходимо правильно объяснять правило игры, оно обычно включает в себя 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предоставляется всем детям группы, далее выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один или несколько детей, к оценке ответа постепенно начинают подключать всю группу. Именно такой подход в развитии словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми. Не стоит забывать о том, что коррекция речевой деятельности, а особенно словаря должна осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности. Педагогам рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, вовремя подвижных игр [3, с.44-47]. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что научные исследования ряда психологов и педагогов показали важность дошкольного детства в усвоении речи. Ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов (в силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенка), явлений, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно обширно. Задача педагога заключается в оптимизации процесса развития речи и обогащении словаря детей. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря ребенка, можно добиться наиболее ощутимых результатов, при использовании в работе дидактических игр. Литература
|