Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Развитие речи у детей
Автор: Клевакина Елена Анатольевна   
12.12.2021 12:42

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития речевых и познавательных способностей. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. Наилучшим средством стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики и творческого мышления детей относится к области организации познавательной среды, которая способствует познанию себя, своих возможностей и формирования своего отношения к миру. Уже в раннем возрасте ребенок учится формулировать свои мысли, выражать свои чувства, осознавать свои потребности. В связи с этим, процесс развития мелкой моторики выступает как необходимый компонент отображения внутреннего мира детей.

Движения пальцев рук исторически, в развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения людей были жесты; особенно здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.

Известно, что систематизированная целенаправленная деятельность, опосредующая развитие мелкой моторики, а также сенсомоторики в целом является своеобразным фундаментом развития высших психических функций ребенка на самых ранних этапах его развития. В процессе данной деятельности происходит формирование интеллектуальных способностей ребенка, развитие речевых навыков, а также сохранение и совершенствование психического, физического и социального здоровья посредством социализации в рамках активной игровой деятельности [1; 2].

 

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Выдающийся русский просветитель XVIII века Н.И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.

Заниматься развитием ребенка – никогда не рано и никогда не поздно. Дети изначально рождаются талантливыми и любознательными. Задача наша и родителей – пробудить в них способности, подтолкнуть к познанию нового и неизведанного. Включиться в процесс познания ребенком окружающей реальности. И чем раньше вы сделаете это, тем лучше. С самых первых дней жизни мама и папа для младенца – это образцы для подражания. Он наблюдает за ними и в свое время начинает имитировать их действия. Это свойство детской психики можно успешно использовать для развития речевых навыков.

Есть еще одно немаловажное правило, которое стоит запомнить всем родителям: старайтесь говорить с ребенком не только много, но и правильно. Помните: вы для своего ребенка – образец, а значит, что ваши ошибки он в дальнейшем может повторять за вами.

Для развития речи у детей с раннего возраста надо применять пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. Все это помогает малышу при общении [3; 4; 5].

На занятиях с детьми придерживаемся основного принципа игр – от простого к сложному. Все занятия проводятся в игровой форме, поэтому, они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению. Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. [6].

Для пальчиковых игр способствуют разнообразные, эмоционально-приятные, динамичные приемы:

  1. Самомассаж пальцев рук позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша. Упражнения самомассажа в игровой форме, вызывают у детей радость и хорошее настроение.
  2. «Театр пальчиков и языка» или сопряженная гимнастика стимулирует развитие речи, учит концентрировать свое внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу.
  3. Различные виды мозаик, во-первых, способствуют развитию мелкой моторики рук, образного мышления, воображения.
  4. Игры с пластилином, который прикасаясь к каждой точке пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их.
  5. Игры с природным материалом (семена, орешки, косточки, крупа и др.) – серьезное занятие, требующее от детей усидчивости и терпения, развивающее фантазию.
  6. Игры с клубочками цветных ниток — в процессе развивается не только мелкая моторика рук, но и двигательная, нервная, и зрительная системы.
  7. Игры с пуговицами, развивают мелкую моторику, координацию движений, глазомера, внимания, усидчивости.
  8. Игры с кинетическим песком.
  9. Элементы Су-Джок, дети массируют пальцы и ладошки, что оказывает влияние на весь организм.
  10. Металлические и пластмассовые конструкторы развивают координацию, через соприкосновение предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая кинестетическую чувствительность.
  11. Упражнения со счетными палочками (деревянными и пластмассовыми), соломинками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера, развитию ручной умелости, координации, внимания, воображения.

Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Речь его становится четкой, ритмичной, яркой, развивается память, так как ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Пальцы и кисти приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит овладение навыком письма. Главное, что важно помнить игры-занятия должны быть интересны, эмоционально приятны, не утомительны.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Данченкова, С.Н. Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук: мастер-класс / С. Н. Данченкова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. – № 1. – С. 19-20.
  2. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика / Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – Юрайт, 2015. – 496 с.
  3. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст]/ Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. — №7. – С. 33-37
  4. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики, как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова // Логопед. — 2005. — №3. – С. 25-30
  5. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками / Ю.А. Соколова. – М.: 2004. -20с.
  6. Оздоровительно-развивающие технологии в физическом воспитании дошкольников Методические рекомендации для студентов ТГПК Автор: Тарабыкина Л.З. Томск 2005 год. — 157 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год