ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Клевакина Елена Анатольевна | |||
12.12.2021 12:42 | |||
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития речевых и познавательных способностей. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. Наилучшим средством стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики и творческого мышления детей относится к области организации познавательной среды, которая способствует познанию себя, своих возможностей и формирования своего отношения к миру. Уже в раннем возрасте ребенок учится формулировать свои мысли, выражать свои чувства, осознавать свои потребности. В связи с этим, процесс развития мелкой моторики выступает как необходимый компонент отображения внутреннего мира детей. Движения пальцев рук исторически, в развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения людей были жесты; особенно здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Известно, что систематизированная целенаправленная деятельность, опосредующая развитие мелкой моторики, а также сенсомоторики в целом является своеобразным фундаментом развития высших психических функций ребенка на самых ранних этапах его развития. В процессе данной деятельности происходит формирование интеллектуальных способностей ребенка, развитие речевых навыков, а также сохранение и совершенствование психического, физического и социального здоровья посредством социализации в рамках активной игровой деятельности [1; 2].
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Выдающийся русский просветитель XVIII века Н.И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей. Заниматься развитием ребенка – никогда не рано и никогда не поздно. Дети изначально рождаются талантливыми и любознательными. Задача наша и родителей – пробудить в них способности, подтолкнуть к познанию нового и неизведанного. Включиться в процесс познания ребенком окружающей реальности. И чем раньше вы сделаете это, тем лучше. С самых первых дней жизни мама и папа для младенца – это образцы для подражания. Он наблюдает за ними и в свое время начинает имитировать их действия. Это свойство детской психики можно успешно использовать для развития речевых навыков. Есть еще одно немаловажное правило, которое стоит запомнить всем родителям: старайтесь говорить с ребенком не только много, но и правильно. Помните: вы для своего ребенка – образец, а значит, что ваши ошибки он в дальнейшем может повторять за вами. Для развития речи у детей с раннего возраста надо применять пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. Все это помогает малышу при общении [3; 4; 5]. На занятиях с детьми придерживаемся основного принципа игр – от простого к сложному. Все занятия проводятся в игровой форме, поэтому, они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению. Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. [6]. Для пальчиковых игр способствуют разнообразные, эмоционально-приятные, динамичные приемы:
Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Речь его становится четкой, ритмичной, яркой, развивается память, так как ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Пальцы и кисти приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит овладение навыком письма. Главное, что важно помнить игры-занятия должны быть интересны, эмоционально приятны, не утомительны. ЛИТЕРАТУРА
|