Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков связной речи с использованием инновационных технологий для детей с ОВЗ «Путешествие в сказочный лес» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Петренко Светлана Адольфовна | |||
17.11.2021 05:58 | |||
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков связной речи с использованием инновационных технологий для детей с ОВЗ «Путешествие в сказочный лес» Цель: Создание условий для речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности посредством коррекционных технологий. Задачи: коррекционно-образовательная: учить детей выделять в речи слова, обозначающие действия предметов; практическое употребление в речи предлогов (в, на, под); обобщить и закрепить знания детей о диких животных через игровые приемы; учить безошибочному употреблению падежных конструкций; коррекционно-развивающая: развивать диалогическую и связную речь, общие речевые навыки, просодической стороны речи, речевого слуха, зрительного гнозиса, творческих способностей, воображение, скоординированность движений со словами, мелкую моторику.
коррекционно-воспитательные: способствовать воспитанию навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности; любви и бережного отношения к природе, сострадания к лесным жителям, желание им помочь. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения. Индивидуальная работа: продолжать учить Аню, Сашу отвечать на вопросы воспитателя. Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы. Используемые инновационные технологии:
Материал: мультимедийное оборудование к занятию, игровое пособие «Чудо-парашют», д/игры «Чудо крестики», «Соты» Воскобовича В. В., д/игра «Колумбово яйцо», д/ игра «Весёлая мозайка», «чудесная коробочка» с ленточкой, сухой бассейн 4 шт. (1- с киндер сюрпризами, 2- с шишками, 3 — жёлуди и каштаны, 4- зёрна кофе, фасоль, макароны, горох); 8 альбомных листов с изображением цветка без лепестков, в нижней части листа дано задание (количество лепестков и их цвет), краски 8 шт., влажные салфетки, стакан с водой — 8 шт., оргстекло для рисования в парах 2 шт., следы ног и рук, столы под номерами (2, 5, 7, 10) мешочек с числами, массажные шарики «Су-Джок» по количеству детей, аудиозапись «Звуки леса»; фонограммы музыкальны произведений Исаака Дунаевского. Предварительная работа:
Вводная часть Цель: создание позитивной атмосферы, настрой на занятие. Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас гости, давайте им улыбнёмся и поприветствуем их. Добрый день! Игра на создание положительного эмоционального фона «Утро начинается» Добрый день! Заниматься нам не лень! Как обычно, для порядка, дружно сделаем зарядку (выполняют физ. упражнение) Справа друг и слева друг (дают правую, левую руку и берутся за руки) Встанем все в веселый круг! (поднимают руки вверх, становятся на носочки) Речевой настрой: - Я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Воспитатель: Дети, ой, что утром было, Я же вам сказать забыла — Только в садик я зашла, К нашей группе подошла, Зазвонил вдруг телефон Номер был мне не известный 555334 Может это вы звонили?! Дети: Нет, мы не звонили. Воспитатель: А кто же мог позвонить, как вы думаете? Дети размышляют. Воспитатель: Я бы тоже никогда не догадалась. Это была фея, она звонила из одного сказочного леса, и сказала, о том, что отправила нам видео письмо. Ребята, если вам интересно, то мы можем его посмотреть и узнать, о чём нам хотела рассказать лесная фея. Дети: Нам интересно и хочется узнать, что сообщила нам фея. (педагог жестом направляет внимание детей на экран) Использование ИКТ: появление сказочного персонажа на экране. Голос феи: Дорогие ребята! Обращается к вам лесная фея. Это, мой прекрасный сказочный лес, жители этого леса очень дружные и весёлые. Использование ИКТ: появление на экране картинки с изображением сказочного леса в тумане. Голос феи: В нашем сказочном лесу случилась беда. Злой волшебник, напустил на лес туман, и всё заколдовал. Ни кто в лесу не прыгает, не бегает, не летает, не поёт. Сегодня, в моём лесу особенный день, оказавшись в нём можно помочь нам освободиться от злых чар волшебника. Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь жителям леса, или отложим пока эту просьбу на потом. Дети: Надо идти на помощь, надо помочь жителям леса и т.д. Воспитатель: Я тоже так считаю, если кто-то, просит о помощи, надо обязательно помочь им. Хочу, ребята предупредить вас, это ведь сказочный лес, и в нём могут подстерегать нас разные неожиданности. Не испугаетесь?! Дети: Нет, мы не боимся! А ещё, что бы развеять злые чары волшебника надо будет выполнить разные задания. Готовы?! Дети: Да мы готовы. Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы готовы?! Игра «Скажи — наоборот» с мячом. (развитие грамматической стороны речи, упражнения в подборе слов – антонимов) Воспитатель: Какие ребята со мной отправятся в сказочный лес, может быть злые? Дети: Нет. Добрые. Воспитатель: Мы возьмём в путешествие не трусливых, а каких? Дети: Смелых. Воспитатель: В путешествие отправятся не ленивые, а какие? Дети: Трудолюбивые. Воспитатель: И не грустных возьмём с собой, а каких? Дети: Весёлых. Воспитатель: А как же нам оказаться в сказочном лесу, кто знает? Дети: Нам понадобится волшебный транспорт? Воспитатель: Назовите какой? Дети: Волшебный самолёт, ступа, ковёр самолёт и …т. д. Воспитатель: А на чем мы отправимся в путешествие — поможет определить чудесная коробочка, и с помощью считалочки мы узнаем, кому же достанется такое ответственное поручение. Считалка «Мы собрались поиграть Воспитатель: Сейчас мы узнаем, на чём мы отправимся в сказанный лес. (Ребенок тянет за ленточку, которая свисает с коробочки, на конце ленточки картинка с изображением «ковра -самолёта»). Дети: На ковре самолёте. Воспитатель раскладывает «ковёр самолёт». Воспитатель: Здесь есть для каждого посадочные места, занимайте их. Дети берутся за ручки «посадочные места» и готовятся в путь. Воспитатель: Нам надо вместе взлететь и приземлиться. Использование ТСО: Дети вместе с воспитателем под музыку поднимают и опускают ковёр3раза, идут (летят) по кругу. Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочный лес. Ребята, а нас уже встречают, посмотрите. Использование ИКТ: на экране появляется лесная поляна с большим дубом и совой. Сова: Здравствуйте мои друзья. Меня зовут Бумба. Я очень рада видеть вас в нашем сказочном лесу. Что бы, помочь жителям нашего леса, вам нужна карта. Но злой волшебник забрал её и порвал на разные части. Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Дети: Надо найти карту? Воспитатель: Давайте начнём поиски карты. Дети и воспитатель ищут карту, которую порвал злой волшебник. Находят её части в сухом бассейне. Воспитатель: Ребята, а карта действительна порвана. Как же теперь мы узнаем куда идти, и кому нужна помощь? Дети: Надо карту собрать. Дети и воспитатель садятся на поляну «ковёр самолёт» и собирают карту. Воспитатель: Если мы собрали карту правильно, то она появится на этом волшебном экране. Использование ИКТ: на экране появляется карта леса. Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы поможем жителям леса. Воспитатель: Ой, ребята, куда же нам идти: прямо, налево или на право? Как узнать? Что делать? Дети: Надо определить какая стрелка первая стоит, в ту сторону и идти. Первая стрелка указывает дорогу «Прямо». Упражнение на координацию речи и движения «Нам в лес волшебный нужно…» Использование мультимедийного оборудования (дети переходят в другую зону, где находится мультимедийный экран, на экране появляетсяцветок, а вокруг него цветы без лепестков) Воспитатель: Посмотрите, и здесь нас уже ждут. Цветок: Здравствуйте ребята! Меня зовут Лютик. Злой волшебник напустил на нашу поляну цветов, сильную бурю, и все лепестки унесло ветром. Только я один и остался. Помогите, пожалуйста, моим друзья — цветам вернуть свои лепестки? Воспитатель: Ну что ребята, поможем? Дети: Да поможем. Воспитатель: Рисовать мы будем пальчиками, так как в лесу нет кисточек. А что бы легче было справиться с этим заданием, предлагаю размять наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Девочки и мальчики» Воспитатель: Ребята, при выполнении задания будьте внимательны, лепестков должно быть столько же, сколько кружочков на листочке, и лепестки должны быть таким же цветом как кружочки. Звучит музыка. Дети садятся за столы, где разложены краски, листок с заданием для рисования пальчиками лепестков для цветов. Воспитатель: Если вы всё сделали правильно, то цветы на поляне вновь оживут. Использование мультимедийного оборудования: на экране появляется цветочная поляна с красивыми цветами. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что эти цветы живут на поляне данным давно. Они всё слышат и всё запоминают – кто здесь бывает, о чём говорят. Воспитатель: Ложитесь на поляну, закрывайте глаза и слушайте. Голос цветов необычный, он похож на музыку. Послушайте, о чём говорят цветы. Игра релаксация «Голос цветов» Использование ТСО: звучит музыка «Вальс цветов» Дунаевского Дети лежат на поляне и слушают музыку – «голос цветов». Воспитатель: Ребята кто из вас расскажет, что ему рассказал цветок. Дети: Мне цветок рассказал, что приходил к нему злой волшебник. А мой цветок сказал, что у него есть друг, маленькая пчёлка и т.д. Воспитатель тоже рассказывает, что он услышал от цветов. Использование ИКТ: на экране появляется карта леса. Воспитатель: Нам пора отправляться дальше, в какую сторону нам идти? Дети: Пойдём в правую сторону. Дети и воспитатель поворачиваются в правую сторону, и идут по дороге, и видят следы — ног и рук. Упражнение «Весёлые медвежата» Воспитатель: Какая необычная дорога (следы- отпечатки ног, ладоней). Кто знает, как здесь надо идти? Дети показывают — на следы надо наступать, на ладошки класть ладошки и идти вперёд. Использование ИКТ: Лес с тенями зверей. Воспитатель обращает внимание детей на экран. Воспитатель: Мы пришли на поляну зверей. Посмотрите, злой волшебник очень плохо поступил с животными, он их превратил в тени. Так, что тени есть, а зверей нет. Расколдовать их можно, собрав вновь по частям. Вы готовы? Дети: Да мы готовы. Воспитатель: Я знаю, что здесь есть волшебные лаборатории, где можно расколдовывать злые чары и поступки. И вы туда отправитесь. Но кто, в какой лаборатории будет работать, вы сейчас узнаете. Воспитатель берёт мешочек с цифрами, ребята по очереди достают из него цифру и узнают номер своей лаборатории. На столах – лабораториях лежат конверты с тенью животного, которого надо собрать из геометрически фигур ( «Чудо крестики», «Соты», «Колумбово яйцо», «Напольная геометрическая мозаика», «Палочки Кьюзенера»). Дети выполняют задания. Воспитатель: Ай да ребята, ай да молодцы! Если мы с вами правильно зверей расколдовали, то они сейчас появятся в лесу. Использование ИКТ: на экране оживают лесные звери. Воспитатель: Ребята, скажите, фигуры каких животных, вы разкалдовали? Дети: Я разкалдовали лису, а я зайца, а мы волка и т.д. Воспитатель: Правильно. А все вместе они кто? Дети: Дикие животные. Воспитатель: А почему они называются дикими животными? Дети: Дикие животные живут в лесу, они сами о себе заботятся, устраивают жилище, находят себе пищу. Их дом – это лес. Воспитатель: Ребята, если вдруг опять появится злой волшебник, предлагаю зверям напомним, куда им надо спрятаться. Дети: Лисе надо спрятаться в нору, волку прятаться в логове, заяц спрячется под кустом, белка в своём дупле, медведь спрячется в берлоге, ёжик пусть прячется под пенёк. Воспитатель: Дикие животные этого леса очень благодарны вам за оказанную им помощь. И в знак благодарности приготовили для вас подарок, вот такие необычные шарики. Давайте поблагодарим их, и поиграем с шариками. Массаж пальцев рук «Су-Джок» с использование массажных шариков Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам) Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев) Использование ИКТ: На экране вновь появляется карта леса. Воспитатель: По какой дороге мы отправляемся дальше? Дети: По дороге, которая ведёт влево. Воспитатель: Вы ещё не устали, готовы идти дальше? Дети: Да, готовы. Мы не устали. Воспитатель и дети идут влево и беседуют. Упражнение «Наши эмоции» — психогимнастика Воспитатель: Ребята, если нам станет грустно, то какое выражения лица у нас будет, покажите друг другу. Дети показывают грустное лицо. Воспитатель: А если нам станет страшно? (Дети показывают лицо со страхом) Воспитатель: А сейчас, у нас весёлое настроение?! (Все ребята улыбаются) Воспитатель: Ребята, послушайте, что то, в лесу очень тихо (Дети слушают тишину) Использование ИКТ: Появляется сова. Сова: Ребята, вы уже заметили, что птицы не поют в нашем лесу, потому, что злой волшебник смешал название птиц с разными предметами. Помогите им освободиться? Воспитатель: Я знаю одно весёлое стихотворение, которое нам поможет. Ведь смех может разрушить зло. Игра «Прилетели птицы» Игра на развитие слухового внимания, памяти, мышления. Воспитатель: С помощью такого шутливого стихотворения мы освободили всех птиц. Использование ИКТ: Сказочный лес без волшебства. Звучит пение птиц. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал лес, красивый, туман исчез — слышите, радостно запели птицы, звери весело играют. Воспитатель: А каким чистым стал воздух в этом лесу, как легко стало дышать. Давайте все вместе глубоко, глубоко вдохнём этот воздух. Упражнение «Чистый воздух» — 3раза. Игровое упражнение на развитие речевого дыхания Воспитатель: Молодцы, ребята, вы, славно потрудились, помогли расколдовать лес — справились со всеми проказами злого волшебника. Ну что ж, нам пора обратно возвращаться в детский сад. Использование ТСО: Дети вместе с воспитателем под музыку поднимают и опускают ковёр3раза, идут (летят) по кругу. Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Ребята вам понравилось наше путешествие в сказочный лес? Что вам больше всего понравилось? А с каким настроением вы вернулись в детский сад? Литература:
|