«Мастер-класс для родителей по теме: «Развитие речи детей 2 – 3 лет посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр». |
Развитие речи у детей | ||||||||||||
Автор: Куликова Елена Анатольевна | ||||||||||||
17.11.2021 20:57 | ||||||||||||
«Мастер-класс для родителей по теме: «Развитие речи детей 2 – 3 лет посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр». Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми. Задачи: показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях. Участники: родители. Форма проведения: мастер-класс. Оборудование: 2 стола, стулья по количеству родителей, раздаточный материал (мячики разных видов, пластмассовые крышки, цветные карандаши, платочки, пробки, прищепки, зубные щетки) по количеству родителей; выставка методического и практического материала по данной теме.
Ход мастер-класса: Вводная часть. Воспитатель: — Добрый день, уважаемые родители! Рада вас видеть на нашем мастер-классе «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр». Мастер — класс состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть состоит из теории о пальчиковых играх, их разновидностей, а практическая часть состоит из 2 частей: 1. Поиграем вместе в нетрадиционные пальчиковые игры; 2. Подведем итог нашей встречи. Просмотр выставки по данной теме. Основная часть. Теоретическая часть Воспитатель: — Сегодня мы поговорим о мелкой моторике, что это такое, и какое значение она имеет в развитии наших детей, т.е. о пальчиковых играх. Для того чтобы наш ребенок чему-то научился нам надо самим учится. Воспитатель: — Вначале я хочу спросить у вас: что такое пальчиковые игры, какие вы знаете игры, для чего они нужны? В какие игры играли и играете с детьми? (ответы родителей). Воспитатель: — Правильно, молодцы! Ответы верные. Я хочу добавить к вашим ответам следующую информацию. Мелкая моторика у ребенка развивается с рождения, через ручку ребенок познает окружающий мир. Малыши растут, и ручки у них должны, с каждым годом становится более сильными и ловкими, следовательно, и сам ребенок развивается. Но, к сожалению сами собой, не у всех это происходит. Много детей имеют слабую моторику. И наша задача помочь ребенку с этим вопросом. Тут на помощь приходят к нам пальчиковые игры. Играя с ребенком, вы формируете в нем уверенность в себе, в своих силах, доверие к взрослым. Эти игры помогут скоротать время в поликлинике, в поезде. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. А какие вы знаете, уважаемые родители, первые пальчиковые игры? ( «Сорока — белобока», «Идет коза — рогатая», «Ладушки» и другие). Правильно, молодцы! Пальчиковые игры — это игры с пальчиками, это веселые упражнения для пальчиков и ручек, это инсценировка с их помощью каких — либо стихотворений, историй сказок. Методика игр состоит в том, что нервные окончания рук ребенка воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». Различают традиционно и нетрадиционно пальчиковые игры. Мы будем играть в нетрадиционно пальчиковые игры, это не только развитие мелкой моторики, но и развитие ваших отношений с ребенком. Для чего они нужны? Верно, вы ответили. Они развивают внимательность, память, способность сосредотачиваться, речь, мышление. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, если напевать песенки, потешки развивается музыкальный слух. Также пальчиковые игры улучшают деятельность сердечно — сосудистой и пищеварительной систем, убирают нервное, эмоциональное напряжение не только самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Способствуют развитию координации, подготавливают руку к письму. Эти игры — великолепный универсальный, дидактический и развивающий материал. Нетрадиционные пальчиковые игры с предметами (карандаши, мячики, платочки, прищепки, пробки от бутылок, орехи и др.), с атрибутами. Верно, вы сказали, что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Известный философ И. Кант сказал: «Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку — к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори. Запомните! Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Практическая часть: Воспитатель: — Переходим к практической части. А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько нетрадиционных пальчиковых игр и уп-ражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома. Перед каждыми играми педагог раздает родителям раздаточный материал.
На заметку родителям! Использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту. Заключительная часть. Воспитатель: - Я думаю, что сегодня вы весело и с пользой провели время, и я бы хотела узнать, что понравилось, что не понравилось вам. Что нового взяли вы для себя? Ответы родителей. Спасибо всем за внимание и успехов вам в воспитании наших деток. Родители по просьбе педагога знакомятся с выставкой по данной теме. Источники: 1. Балая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000. 2. Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.: ООО ТД Изд-во Мир книги, 2008. 3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. Издательство Сфера, 2005 год. 4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973 5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2000.
|