Проект «Родной язык – как ты прекрасен!»
Разработали проект:
- Николаева Людмила Александровна
- Садыкова Ольга Ивановна
Вид проекта: коммуникативно — творческий.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность. Ребенок, через художественную литературу познает и открывает для себя жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Книга развивает фантазию, мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений Габдуллы Тукая, т.к. они формируют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Скачать конспект
Произведения Г. Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому и родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира.
Результаты анкетирования родителей и мониторинг детей в области «Речевое развитие» послужили поводом для разработки проекта "По станицам творчества Габдуллы Тукая".
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. Увлекательное общение с творчеством Г. Тукая будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением, как основного источника знаний для развития и воспитания.
Цель проекта
Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
Задачи
- Способствовать умению детей понимать занимательность сюжетов рассказов и сказок Г. Тукая, особенность его литературного языка.
- Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместные мероприятия.
- Развивать речевую среду, активизировать словарь, совершенствовать связную речь.
- Способствовать развитию творческих способностей, памяти, внимания.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
- Расширять представления родителей о детской литературе и приобщать их к семейному чтению.
Ожидаемые результаты
- Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством Г. Тукая.
- Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве Г. Тукая.
- Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.
- Приобретение интереса родителей к семейному чтению.
Ресурсы
- Информационные: фото-видео материалы, библиотечный фонд.
- Научно-методические: консультативная работа с родителями.
- Дидактическое обеспечение: подбор иллюстраций по произведениям Г. Тукая; подбор открыток, фотографий; оформление книжного уголка в группе.
- ТСО: ноутбук; фотоаппарат; музыкальный центр.
Формы и методы организации проекта
- Анкетирование.
- Решение проблемных ситуаций.
- Наблюдения.
- Беседы.
- Консультации для родителей.
- ООД
- Выставки.
- Совместная организованная деятельность.
- Оформление информации для родителей в приемной.
- Творческие мастерские.
- Сюрпризные моменты.
- Развивающие и дидактические игры.
План реализации проекта
- Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.
- Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач.
- Разработка плана мероприятий.
- Совершенствование предметно- развивающей среды в группе: информационные стенды для родителей, пополнение книжного уголка произведениями Г. Тукая.
- Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Г. Тукая.
- Создание необходимых условий в группе по приобщению детей к книге.
- Разработка и накопление методических материалов, конспектов, разработок, консультаций и рекомендаций по данной проблеме.
Основной этап
- Компьютерная презентация «Жизнь и творчество Габдуллы Тукая»
- Экскурсия в семейную библиотеку.
- Выставка «Знакомство с произведениями Г. Тукая».
- Вечерние посиделки с родителями «Читаем детям».
- Чтение произведений Г. Тукая.
- Беседа «Расскажи о прочитанной книге».
- Фотовыставка «Мы знакомимся с творчеством Г. Тукая».
- ООД по творческому развитию:
- Аппликация «Коза и баран»
- Лепка «Малыш и мотылек»
- Рисование «Мой любимый герой»
- ООД по речевому развитию
- ООД по познавательному развитию
- Музыкальная деятельность по творчеству Г. Тукая
- Развивающие игры «Узнай героя по описанию», «Угадай, к какой сказке картинка», «Перепутанные книжки», «Расскажи, что видишь на картине».
- Совместная деятельность детей и родителей «Книжкин доктор».
- Конкурс чтецов совместно с родителями «Дорогами сказок и стихотворений Г. Тукая».
- Акция для родителей «Подари книжку детскому саду».
- Выставка поделок «Мой любимый герой».
- Чтение стихотворения Г.Тукая «Театр».
- Театрализованное представление татарской народной сказки «Старик, медведь и лиса».
- Консультации для родителей «Габдулла Тукай. Родной язык», "Как научить ребенка любить и беречь книги?", "Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг?"
- Театрально-литературный спектакль «По страницам творчества Г. Тукая».
Заключительный этап
- Анализ проектной деятельности.
- Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля по сказкам Г. Тукая.
- Презентация проекта на конкурсе среди педагогов ДОУ по разработке групповых проектов.
- Презентация проекта на ГМО воспитателей города.
Подведение итогов
- Дети знают произведения Г. Тукая.
- Дети и родители начали использовать книгу, как дополнительный источник знаний, наряду с современными технологиями.
- У родителей появился интерес к совместным чтениям и творчеству.
- Расширилось представление родителей о татарской детской литературе.
Использованная литература
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н., «Проектная деятельность дошкольников», Москва, 2014.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., «Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Москва, 2015.
- Закирова К.Ф., «На поляне детства», Казань, 2011.
- Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, 2015.
- Кузнецова А., «Лучшие развивающие игры для детей от 3 до7 лет», Москва, 2006.
|