«Развитие речи дошкольников методом использования технологии мнемосхем» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: С. А. Немна, Д. А. Сотникова | |||
11.11.2021 18:16 | |||
«Развитие речи дошкольников методом использования технологии мнемосхем»
Хорошая речь дошкольника – важнейшее условие всестороннего полноценного развития человека. Чем правильнее и богаче у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, и тем активнее осуществляется его психическое развитие. В наш век – век информационных технологий многие дети, по наблюдениям педагогов и родителей, начинают говорить намного позже, чем их ровесники в недавнем прошлом. В современных семьях дети с самого раннего возраста владеют навыками пользования планшетом, сотовым телефоном, компьютером, тем самым тормозят своевременное речевое развитие у малыша. Такие дети, поступая в школу, не успевают в изучении родного языка, родной литературы, не умеют выразить свои мысли, желания, не могут социализироваться в обществе взрослых и детей.
Таким образом, в современном обществе актуальным является вопрос развития речи у ребенка еще в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития речи. В нашем детском саду в работе с детьми используются различные техники и методы обучения правильной речи. Одним из приёмов работы воспитателей, учителя-логопеда и педагога-психолога в логопедической группе по развитию речи у дошкольников является метод мнемотехники. Мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание речевой информации. В основе мнемонического запоминания слов лежит визуализация образов. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека. Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
В данной статье предлагаю рассмотреть три эффективных приёма мнемотехники. Метод историй Суть данной техники – это развитие памяти: слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память. Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации. Этот метод способствует обогащению и расширению словарного запаса детей дошкольного возраста по лексическим темам, способствует запоминанию названий и видов общеразвивающих упражнений по физическому воспитанию, ритмических схем на музыкальных занятиях и т.д. Метод «Цепочка» Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу, снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали. Недостатком метода является то, что при забывании одного элемента цепочки, можно забыть всё остальное. Метод Цицерона Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности. Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Этот метод мы часто используем как маркер для запоминания чисел, букв, геометрических форм и т.д. Например: в ваше группе одни часы, круглой формы, слова «часы» начинается со звука [ч], поэтому рядом с групповыми часами можно повесить цифру 1, круг и букву «ч». Для облегчения процедуры создания моделей артикуляции звуков, Акименко В.М были разработаны специальные символы (рисунки). Разработанные модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука и замещают артикуляционный уклад при коррекции звукопроизношения. Это дает возможность легко их запомнить и правильно провести коррекционную работу. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным. Этими моделями пользуемся не только мы – воспитатели и логопеды, но и музыкальные руководители на распевках, логоритмических занятиях. При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы. Формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку, в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки. При формировании правильного звукопроизношения путем мнемотехники происходит целенаправленное воспитание словесной памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти. На занятиях, при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой так же используется метод мнемотехники. Все упражнения даются в игровой форме, поэтому вызывает у детей интерес и желание их повторить. Все артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом с предложенными детям комплексом мнемомоделей. Другие виды мнемотаблиц помогают дошкольникам визуально запомнить ход рассказа, самостоятельно выучить, «прочитать» стихотворение и пересказать скороговорку. А можно даже рассказать сказуку. Таким образом, мнемотехника способствует формированию личности дошкольника, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна.
|