Говорят дети. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Балабанова Ольга Михайловна | |||
04.11.2021 10:38 | |||
Говорят дети. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию речи у детей, особенно у старших дошкольников. Ведь культура – важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно. Однако добиться этого можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству и развития умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни. Наблюдая за речью детей 3-4 лет можно услышать: поехали «пребыстрей» — в значении очень быстро. К слову быстрей ребенок добавил приставку пре. А мне «продавечка» сказала…, продавец в магазине. Добавление суффикса чк + а окончание. А у тебя платье «тугое», в значении не пышное. Неправильное ударение + значение слова. Ты «трепучая» — в значении непричесанная. У меня одна машина старая, а другая «молодавая» — т, е. новая. Дай мне «слопли» — носовой платок. У ребенка возникла ассоциация со словом насморк. А у меня новые «тинки» (штаны) и «фитик» (свитер). Ребенок заменил слова штаны и свитер более удобными для него словами. Я катался на «селебле» (велосипеде) с «делюкой» (дедушкой). У детей 6-7 лет: Что у тебя футболка «шкеребертью», т. е. выправленная. Мне 2косичница» — человек работающий в парикмахерской. Я «сделал» — (написал) красивую букву «СЫ», т. е. букву (С). А ты дружишь со с Дашей или со с Миланой (С дашей или с Миланой), не правильное употребление детьми предлогов. Мне мама купила «нарядки» — новую одежду. Дай мне «лопасочку» — лопату и пасочку. Я «наискала» (нашла). Из наблюдений можно сделать вывод, что дети заменяют устоявшиеся слова в речи словами «удобными» для себя. «Тинки» (штаны), «фитик» (свитер), их можно назвать слова- заместители. Добавляют приставки, суффиксы к уже знакомым словам: «пребыстрей», «наискала», на + искать = «наискать». Соединяют два слова в одно и получают другое с новым значением: лопата + пасочка = «лопасочка». Заменяют глаголы, употребляя их не в том значении. Я «сделал» букву «СЫ» (написал). Не правильное употребление предлогов (Со с Дашей или со с Миланой). Укорачивают слова, обобщая, обобщая, называют одним словом «нарядки». И таких примеров можно приводить очень и очень много. Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из моего опыта и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладеть свободным высказыванием. Поэтому из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление описательного рассказа – это то же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи. А связная речь – это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно. Наблюдая за речью детей узнаем много нового и интересного. Вот он богатый и могучий русский язык.
|