Педагогическая статья «Современная технология развития памяти и речи детей дошкольного возраста — метод мнемотехника» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Мальцева Марина Васильевна | |||
02.11.2021 19:40 | |||
Педагогическая статья «Современная технология развития памяти и речи детей дошкольного возраста — метод мнемотехника» «Учите ребёнка каким-нибудь В современном мире очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. С чем это связано? После цифровой революции поколение людей изменилось. Современные дети уже с малых лет осваивают телефон и планшет и соответственно больше времени проводят с телефоном в руке, нежели чтением книг с мамой или папой. У детей пропадает любовь к книгам, а чтение играет одну из основных ролей в развитие личности каждого ребенка. И перед нами -педагогами стоит задача научить детей любить книгу, заинтересовать детей книгой, воспитать у ребенка интерес к чтению, заучиванию стихотворений. Каждый воспитатель сталкивался с тем, как сложно бывает детям придумать предложение, пересказать короткий рассказ, выучить даже самое маленькое четверостишие. Для заучивания стихотворений уходит очень много времени и регулярных повторений. Как сделать так, чтобы дети с интересом, легко и быстро запоминали стихотворения? Мне в моей работе с детьми в детском саду помогло использование метода — мнемотехника. Мнемотехника оказывает положительное влияние на процесс лексической, грамматической и фонетической формы речи детей дошкольного возраста. Благодаря данному методу в игровой форме дети легко и быстро, с огромным интересом запоминали любые стихотворения, пересказывали небольшие рассказы. Этот метод особенно актуален при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Мнемотехника, в переводе с греческого языка обозначает «искусство запоминания». Это система различных приемов и методов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования ассоциаций, а следовательно развитию и обогащению речи ребенка. Суть метода «мнемотехника» заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение), которое заносится в мнемоквадрат, мнемодорожку или в мнемотаблицу. Главное необходимо передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Таким образом все стихотворение или рассказ зарисовывается схематически. Структура мнемотехники строится от простого к сложному, от простейших мнемоквадратов переходим к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам. Мнемоквадрат -это отдельная карточка с изображением символа, предмета или действия. Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. Не связанные, на первый взгяд изображения соединены одним сюжетом. Каждое нарисованное изображение несет в себе визуальную и слуховую информацию. Мнемотаблица — это таблица в которой в каждом квадрате есть изображение (обычный рисунок или схематическое изображение) например персонажей сказки, явлений природы, любых предметов, где каждое изображение имеет свой смысл. При запоминании информации у ребенка одновременно работают и визуальное и слуховое восприятие. Когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него в памяти возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, а в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные им образы, что способствует лучшему осмыслению текста. Использование опорных рисунков, «зашифрованных» в мнемотаблицу, помогают выучить стихотворение любой сложности, увлекает детей, превращает занятие в игру Основные этапы работы над стихотворением с использованием мнемотаблицы:
Перед вами пример нарисованной мнемотаблицы к заучиванию стихотворения В.Степанова «Космонавт» «В темном небе звезды светят. Видит сверху он поля, Мнемотаблица помогает точно воспроизвести последовательность событий, делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными, а также формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний. Мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста я использовала для разучивания стихотворений, скороговорок, чистоговорок,, составлению рассказов и обучению пересказа. Такие таблицы можно нарисовать самим и использовать на занятии как наглядное пособие. В результате моей работы с детьми дошкольного возраста у детей появился интерес к книге, чтению, заучиванию стихотворений, загадок, пересказыванию сказок и рассказов, словарный запас детей вышел на более высокий уровень. Декламируя стихотворения многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно рассказывать стихотворения перед гостями и родителями на детских утренниках. Родители детей в свою очередь, увидев результаты детей, заинтересовались каким способом детям так быстро удается выучить и запомнить все стихотворения.
|