Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игры на липучках как средство решения дидактических задач в группе детей с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие речи у детей
Автор: Вахрушева Е.М., Филатова Е.В.   
23.07.2021 19:40

Игры на липучках как средство решения дидактических задач в группе детей с тяжелыми нарушениями речи.Игры на липучках как средство решения дидактических задач в группе детей с тяжелыми нарушениями речи.

Вахрушева Е.М., Филатова Е.В. Воспитатели, МБДОУ «Детский сад № 263» г. Ижевск.

Основные термины: дети с ТНР (тяжелым нарушением речи), игры на липучках, дидактические игры.

Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в образовании ребенка. Они обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов (цвет, форму, величину), расширяя представление об окружающем мире, а также устанавливать простейшие взаимосвязи и т.д.

Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. Особенно актуальными они являются для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи [6].

 

Скачать конспект

У детей с ТНР можно отметить недостаточную степень устойчивости внимания и ограниченность возможностей для его распределения, невысокую мнемическую активность, которая сопровождается замедленным развитием остальных психических процессов. Несмотря на то, что дети с ТНР имеют полноценные предпосылки для освоения мыслительными операциями, соответствующими его возрасту, дети не достигают этого уровня по причине отставания в развитии словесно-логического мышления. Навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения дети с тяжелыми нарушениями речи овладевают с большим трудом.

У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере: им свойственны частая смена интересов, ненаблюдательность, низкая мотивация, негативное восприятие, неуверенность в собственных возможностях, высокий уровень раздражительности и агрессии, обидчивость, проблемы в общении и установлении контактов с окружающими. Подобные нарушения выражаются также в затрудненном формировании саморегуляции и самоконтроля [7].

Поэтому коррекционная работа в нашей группе «Слоговички» выстроена строго целенаправленно и под профессиональным руководством узкоквалифицированных специалистов, так как при грамотном подходе дети способны овладеть устной и письменной речью, а также многими другими необходимыми для успешного обучения в школе и общения со сверстниками навыками.

Наша работа, как воспитателей, в группе так же строго регламентирована и рекомендована узкими специалистами. Наша задача наряду с логопедом, дефектологом закрепить с детьми усвоенными знаниями, умениями и навыками. Исходя из нашей ситуации, мы понимали, что дети нуждаются в модификации способов подачи учебного материала для более успешного освоения образовательной программы. В повседневной работе мы используем различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. Мы стали сами создавать современные яркие и интересные для детей игры на липучках.

В процессе работы мы выявили следующие преимущества игр на липучках. Во-первых, неоспоримый факт, детям они нравятся, ребенок может довольно продолжительное время прилеплять и отлеплять яркие картинки. Наглядность, реалистичность и красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия, что довольно трудно дается ребенку с ТНР с традиционными пособиями.

Так же игра вовлекает как ребёнка, так и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить, незаметно в игре происходит развитие моторики, речи, сенсорики, фонетики, звуковой культуры, развитие сенсорных эталонов и речи, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы, математические представления и ознакомление с окружающим миром. Простота и доступность игр дают свободу для творчества педагогов. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь. Так же на ламинированные страницы можно многоразово рисовать маркерами и стирать после занятия для следующего раза.

Эти игры можно использовать во всех видах деятельности: в совместной деятельности педагога с детьми, в процессе организованной образовательной деятельности, а также при организации индивидуальной работы с ребёнком, самостоятельной деятельности детей.

В картотеке нашего детского сада большая коллекция игр на липучках: на развитие речи (автоматизация звуков, артикуляционная гимнастика, словарь), математические игры, игры на познавательное развитие, театр (планшеты со сказками), календарь природы, тематические уголки (транспорт, профессии и т.д.).

В процессе занятий с играми на липучках решаются следующие задачи:

  • Развитие сенсорных способностей познания математических свойств и отношений;
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора;
  • Совершенствование координации рук и глаз; развитие мелкой моторики рук;
  • Расширение и обогащение словаря, развитие связной речи;
  • Обогащение самостоятельного игрового опыта детей;
  • Развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия; воображение, пространственное мышление;
  • Создание целостной, различной по степени сложности, многофункциональной развивающей среды.

Игры на липучках — кладовая для педагога! Их можно сделать дёшево на любую тему, в любой форме и по содержанию. Игры получаются аккуратные, яркие, многофункциональные и долговечные, а также их удобно хранить.

Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.

На фотографиях вы можете ознакомиться с некоторыми нашими работами. Дети с удовольствием изучают карточки даже во время свободной игры, с радостью пишут и рисуют на ламинированных страницах цветными маркерами (обводят образы, буквы, цифры). Детям так же очень нравиться штриховка картинок. В процессе штриховки появляется возможность научить ребенка усидчивости, правильно держать фломастер и прямо сидеть за столом, и конечно формировать зрительно- моторную координацию.

Благодаря тому, что разработка игр на липучках выходит довольно дёшево и нет ограничений в фантазии педагога, есть возможность сделать сюжетные планшеты индивидуально для каждого ребенка с набором картинок и заданий, подходящих именно для него. Можно использовать фотографии его эмоционально значимых людей (семья, друг, воспитатель) и домашних животных. Сделать страницу задач и успехов. Такие книжки так же могут использовать и родители в домашних условиях для развития своего ребенка.

Применяться игры на липучках могут в любом возрасте и образовательном пространстве. Их можно сделать крупными, мелкими, простыми и сложными в зависимости от возраста и уровня развития адресата.

У нас так же имеются настольные игры наподобие игр на липучках, которыми дети так же играют с удовольствием.

Литература:

  1. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников Катаева А.А., Стребелева Е.А.. ––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с: ил.
  2. Игры в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Арсеньева М.В. ФГОС. (о) 2016, 56с., изд. ЦДК проф. Баряевой Л.Б.
  3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  4. Основы дефектологии Лапшин В.А., Пузанов Б.П.. – М.: Просвещение, 1991г.
  5. Словесные дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (с 6 до 7 лет). ФГОС, Хортиева Т.М.
  6. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  7. Специальная педагогика/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год