МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ким Татьяна Вячеславовна | |||
26.06.2021 19:58 | |||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования города Москвы ГБОУ Школа № 1373 Дошкольные программы Составила: воспитатель Ким Татьяна Вячеславовна Москва 2019 1. «Кто в домике живет?» Цель: Закреплять правильное произношение звуков, развивать речевое дыхание детей. Описание: Воспитатель показывает картинку с изображением собаки, щенка, кошки, котёнка и т.п. Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель показывает картинку с изображением кошки. Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? Котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко?). (Ответы детей). Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
2. Игра «Позови свою маму.» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Описание: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок). Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку и т.п. 3. Сказка «Поспешили – насмешили.» Цель: Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе: дом с открытым окном; изображение медведя; лягушки, мышки, курицы, гуся, коровы. Продумать вопросы по тексту сказки. Описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква — к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи — пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко — корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Га-га-га — горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му- му-му — попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р- р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!» Вопросы по сказке. 4. Рассказ «Кто как кричит?» Цель: Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса. Описание: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? ( «Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи- пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? ( «Пи-пи-пи».) Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? ( «Мяу-мяу-мяу».) А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу». Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам. 5. Игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Описание: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? — Белка. Кто живёт в скворечнике? — Скворцы. Кто живёт в гнезде? — Птицы. Кто живёт в будке? — Собака. Кто живёт в улье? — Пчёлы Кто живёт в норе? — Лиса. Кто живёт в логове? — Волк. Кто живёт в берлоге? — Медведь. Вариант 2. Педагог: -Дети: Где живёт медведь? — В берлоге. Где живёт волк? — В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге». 6. «Кто что делает?» Цель: учить детей подбирать предмет к действию и действие к предмету. Описание: Воспитатель называет действие, а дети должны назвать тех, кто выполняет это действие. Например, прыгает-зайчик, лягушка. И наоборот, воспитатель называет предметы, а дети называют действие. Например: солнце, лампа-светят. 7. «Придумай слово.» Цель: обогащение словаря детей. Давай придумаем тёплые слова (батарея, чай, солнце) -холодные слова (снег, мороз, лёд, ветер) -круглые слова (шар, мяч, часы, луна.) -колючие слова (укол, ёж, комар) и т.д. 8. «Скажи наоборот.» Цель: подбор слов-антонимов. Слова- антонимы: высокий- низкий, далеко- близко, грязный- чистый и т.д. (Этот мальчик добрый, а этот …злой.) 9. «Назови одним словом.» Цель: подбор обобщающих понятий, обогащение словаря. Капуста, огурец, лук, помидор- это… (овощи и т.д.) Кукла, машина, пирамида, кубики-это… (игрушки и т.п) 10. «Назови правильно.» Фрукты — это…… Мебель- это… Игрушки-это… Овощи-это… 11. «Кого или чего не стало.» Цель: упражнять в образовании формы родительного падежа ед. ч.; способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности. Описание: Разложить на столе 4 картинки или 4 игрушки, рассмотреть, спрятать одну. Спросить, какой игрушки не стало. Если ребёнок легко справляется с заданием, убирать по 2 предмета. 12. «Найди отличие.» Цель: развитие внимания, наблюдательности, связной речи. Описание: Подбирать картинки с крупным изображением, очень похожие. Предлагаете найти, чем они отличаются. 13. «Прятки – догадки.» Цель: закрепление знания предлогов: в, на, под, за. Ставить1 предмет на разные места. Спросить: куда спрятался зайка? (под стол, на стул, на окно, в шкаф, за дверь.) 14. «Один- много.» Цель: образование мн. ч. имени сущ-го. Использовать предметы: стул, мяч, кукла, машинка и т.п 1 тарелка, много- тарелок; Это тарелка, это тарелки и т.д. 1 стул, много- стульев. 15. «Кто что умеет.» Цель: подбор слов-действий к слову-предмету. Мама что делает? (Стирает, моет, гладит, готовит.) Дождик (что делает?) – льёт, капает, стучит по крыше и т.д. 16. "Посчитай." Цель: согласование числительных с существительными. 1 помидор, 2 помидора, 3..., 4..., 5 помидоров. 1 огурец, 2..., 3..., 4..., 5... 1 репа, 2..., 3..., 4..., 5... 1 кабачок, 2..., 3..., 4..., 5... (карандаши, куклы, чашки, стулья и т.п) 17"Назови цвет, форму." Цель: согласование существительных с прилагательным. Помидор (какой?) – красный, круглый; (огурец, морковь, репа…) 18. "Назови ласково." Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательным значением. Помидор – помидорчик; репа – репка; кукла-.., мяч-… и т.п. 19. «Слушай и делай». Цель игры: учить составлять предложения о действиях детей, отрабатывать грамматические значения слов. Ход работы. Воспитатель предлагает детям встать в круг. На ушко каждому говорит, что тот должен сделать. Дети по очереди выполняют действия, а все говорят, что они сделали. Катя танцует. Петя ест. Маша умывается. Дима поймал рыбу. Нина катает машину. Света спит. 20. «Доскажи словечко». Цель игры: развитие точности произношения слов, грамматического значения слова. Ход работы. Воспитатель читает стихотворение, а дети подсказывают слово в конце стихотворения. В качестве помощи детям используется иллюстративный материал. Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки). Не послушал зайка папу, отдавили зайке… (лапу). Прицепившись к задней шине Едет мишка на… (машине). Возле речки, на болоте Летом вы её найдёте. То не рыбка, не зверушка- А зелёная… (лягушка). Лежебока рыжий кот отлежал себе… (живот). Доски на гору везём Будем строить новый… (дом) Мишка плачет и ревёт, Просит пчёл, чтоб дали… (мёд). Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную… (лепили) и т. д.
|