МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОУ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ким Татьяна Вячеславовна | |||
26.06.2021 19:43 | |||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОУ Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования города Москвы ГБОУ Школа № 1373 Дошкольные программы Составила: воспитатель Ким Татьяна Вячеславовна Москва 2019 1. «Узнай по голосу». Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу. Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз. Описание: Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.
2. «Лишнее слово». Цель игры: развитие фонематического слуха, оперативной памяти. Ход работы. Из четырёх слов, отчётливо произнесенных воспитателем дважды, дети должны назвать то, которое отличается от остальных. дом-дом-дом-дым кот-ком-ком-ком утёнок-утёнок-утёнок-котёнок канава-канава-какао- канава минута-монета-минута-минута буфет-букет-буфет-буфет буква-будка-будка-будка гости-гости-гости-кости голос-колос-голос-голос палка-палка-балка-палка класс-класс-глаз-класс шутка-жутко-жутко-жутко роза-роза-роза-роса блеск-плеск-плеск-плеск 3. «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания. Описание. Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока. 4. Назови лишнее слово». Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения. Описание игры: Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных: стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето. «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал. 5. «Подскажи словечко.» Цель: развитие понятийного мышления, быстроты реакции.
Цель: установление последовательности событий. Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок. кем (чем) был раньше: цыпленок — яйцом шкаф-доской лошадь – жеребенком велосипед-железом дуб –желудем рубашка-тканью рыба –икринкой ботинки-кожей яблоня – семечком дом-кирпичом лягушка –головастиком сильный-слабый бабочка – гусеницей мастер-ученик хлеб –мукой листок-почкой птица –птенцом собака-щенком овца –ягненком шуба-мехом козёл-козлёнком бык-телёнком 7. «Слово заблудилось.» Цель: развитие слухового внимания; умения подбирать слова в рифму по смыслу. Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово.
8. «Сравнение предметов.» Цель: Сравнение предметов между собой, искать четыре сходства и различия. Для сравнения даем пары слов: Муха и бабочка; дом и избушка; стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка. Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? 9. «Соедини.» Цель: составление словосочетаний из отдельных слов.; Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение. Примеры: высокий, дерево — высокое дерево; девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала); лес, грибы, расти — грибы растут в лесу; 10. «Животные и их детёныши» Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход работы: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок-тигрята, у льва – львёнок-львята, у слона – слонёнок-слонята, у оленя – оленёнок-оленята, у лося – лосёнок-лосята, у лисы – лисёнок-лисята. Группа 2. У медведя – медвежонок-медвежата, у верблюда – верблюжонок-верблюжата, у зайца – зайчонок-зайчата, у кролика – крольчонок-крольчата, у белки – бельчонок-бельчата, у волка-волчонок-волчата. Группа 3. У коровы – телёнок-телята, у лошади – жеребёнок-жеребята, у свиньи – поросёнок-поросята, у овцы – ягнёнок-ягнята, у курицы – цыплёнок-цыплята, у собаки – щенок-щенки. 11. «Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход работы: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) 12. «Подбери словечко» Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д. 13. «Обобщающие понятия.» Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Ход работы: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог: — дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска… Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: — дети: Огурец, помидор — овощи. 14. «Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно и т.п. 15. Чей хвост, нос; чья голова; чьи уши, лапы? хвост, нос голова уши, лапы у медведя медвежий медвежья медвежьи у волка … … … у лисы … … … у зайца … … … у белки … … … 16. «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход работы: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – дети: Кто живёт в дупле? — Белка. Кто живёт в скворечнике? — Скворцы. Кто живёт в гнезде? — Птицы. Кто живёт в будке? — Собака. Кто живёт в улье? — Пчёлы Кто живёт в норе? — Лиса. Кто живёт в логове? — Волк. Кто живёт в берлоге? — Медведь. Вариант 2. педагог: — дети: Где живёт медведь? — В берлоге. Где живёт волк? — В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге». 17. «Подбери действие?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: — дети: Солнце – что делает? — Светит, греет, согреевает. Ручьи – что делают? — Бегут, журчат, звенят. Снег – что делает? — Темнеет, тает. Птицы – что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? — Звенит, капает. Медведь – что делает? — Просыпается, вылезает из берлоги. 18. «Скажи наоборот.» Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог: — дети: Горячий – холодный Хороший – плохой Умный – глупый Весёлый – грустный Острый – тупой Гладкий – шероховатый комар маленький, а слон...; пушинка легкая, а камень...; горчица горькая, а сахар...; куст низкий, а дерево...; компот холодный, а суп...; сметана густая, а молоко...; ручеек узкий, река...; ночью темно, а днем...; сахар сладкий, а лимон…; ходят ногами, а бросают…; детский сад близко, а школа…; лента узкая, а пояс…; ручей мелкий, а озеро…; жаворонок поет, а ворона…; самолет летает высоко, а вертолет…; черепаха ползает медленно, заяц скачет...; в кастрюле воды много, а в стакане…; покупатель покупает, а продавец...; летом жарко, а зимой …; утром завтракают, а в полдень …; соль солят, а сахаром …; дети отвечают, а воспитатель...; вечером дети уходят из детского сада, а утром...; на дереве растут фрукты, а на грядке…; весной на деревьях появляются цветы, а осенью …; утром встают с кровати, а вечером...; небоскреб высокий, а избушка…; птицы летают, а змеи…; в полдень обедают, а вечером …; кино смотрит зритель, а книгу читает …; на улице грязь, а в доме…; ствол у дерева толстый, а веточка… карандаш рисует, а резинка... 19. «Из чего сделано?» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». педагог: — дети: Рукавички из меха – меховые Таз из меди -медный Рукавички из шерсти-шерстяные Ваза из хрусталя-хрустальная Стакан из стекла -стеклянный Сковорода из чугуна – чугунная Ложка из дерева – деревянная Нож из металла – металлический Ведро из железа – железное Платье из шёлка – шёлковое Рубашка из хлопка-хлопковая Ящик из пластмассы-пластмассовый. 20. «Подбери предмет к действию?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог: — дети: Идёт — человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит — ручей, время, животное, человек, дорога… Летит — птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт — рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек… 21. «Что звучит?» Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход работы: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит. 22. «Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог: — дети: Красный — мак, огонь, флаг. Оранжевый, оранжевая — апельсин, морковь, заря. Жёлтый, жёлтая — цыплёнок, солнце, репа. Зелёный, зелёная — огурец, трава, лес. Голубой, голубое, голубые — небо, лёд, незабудки. Синий, синее — колокольчик, море, небо. Фиолетовый, фиолетовая- слива, сирень, сумерки. 23. «Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно и т.п. 24. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход работы: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята 25. «Слова.» Цель: развитие слухового внимания, навыков звукового анализа Дети должны назвать слово, начинающееся на тот звук, который был последней в слове, названном другим игроком. Например, первый игрок называет слово «аист», второй игрок — «тропинка», третий — «альбом» и т.д. 26. «Земля, вода, воздух» Цель: развитие наблюдательности, обогащение словаря, быстроты реакции. Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее. Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего. Пример: вода — карась; земля — кабан; воздух — воробей. 27. «Слово-ассоциация.» Цель: развитие ассоциативного мышления и расширение словарного запаса. Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок». 28. «Словесный волейбол» В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры. 29. «Задом наперёд.» Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук, Аня (мяч, ложка, книга, кукла, Аня). 30. «Я знаю.» Цель: тренировка ловкости и координации движений, развитие памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять). Описание: В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять). Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:
Далее следует перечисление предметов и их счёт: Если игрок замешкался и не смог быстро назвать молочный продукт, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.) 31. Игра «Наоборот» - Цель: преобразование приставочных глаголов-антонимов по образцу. Налить воду в стакан – вылить воду из стакана. Войти в комнату – Открыть дверь – Принести игрушку – Подойти к столу – Приехать в гости – Прилететь в порт – Подъехать к воротам – 32. Игра «Составь предложение». Цель: развитие связной речи. Сели, озеро, утки. Огурцы, зреют, на, грядка. Лужи, на, дороге, большие. На, висят, ветках, яблоки. Посадили, на картошку, огороде. Созрела, на, клюква, болоте. Рыба, на приманку, клюет. На, висит, картина, стене. Березе, красивые, на, сережки. Охотились, на, уток, диких, охотники. Не рисуй, обложке, на. 33. «Интересные слова». Цель: образование сложных слов. Воспитатели просят ребенка, помочь объяснить, значение следующих слов, разложив каждое на две части (два слова): Водопад-вода падает пылесос-пыль сосёт Самовар-сам варит скороварка-скоро варит Утконос- нос, как у утки дровосек-дрова сечёт Камнепад-камни падают водопровод-воду проводит Мясорубка-мясо рубит снегоход-по снегу ходит Если объяснение значений сложных слов не вызывает трудностей у ребенка, предложите более сложный вариант – самостоятельное образование одного слова из двух частей. Для упрощения задачи используйте приведенные ниже стихи: Пилот зовёт людей в полёт – Сам летает … (самолёт). Замечательный прокат! Сам катился … (самокат). Песок сваливать сам стал, Ведь зовусь я … (самосвал). У Петра большой улов: рыбу ловит … (рыболов). Машинам всем замедлить ход! Пешком проходит … (пешеход). Воздух свеж в трубе и чист. Трубы чистит … (трубочист). С кусочком сыра очень ловко Мышей ловит … (мышеловка). Пчела в улей мёд несёт. Пчёл разводит … (пчеловод). Топором огромный дуб В лесу рубит … (лесоруб). Увидеть осенью я рад Паденье листьев – … (листопад).
|