Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Сказки А.С. Пушкина». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Плешакова Юлия Валерьевна, Плешакова Ульяна Петровна | |||
09.06.2021 17:23 | |||
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Сказки А.С. Пушкина». Разработали и провели воспитатели Плешакова Юлия Валерьевна и Плешакова Ульяна Петровна. Цель: Формирование диалогической речи у детей. Задачи:
Предварительная работа:
-слушание фрагментов из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». -просмотр мультфильмов: «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Оборудование:
Воспитатель: Здравствуйте, гости. Посмотрите, как красиво в нашем зале. Все напоминает нам здесь о великом поэте А.С. Пушкине. Давайте закроем глаза и представим себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Маленький Саша гусиным пером, торопливо записывает ее. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет. В этом году исполняется 222 года со дня рождения А.С. Пушкина. Сказки А.С. знают взрослые и дети, и я приглашаю вас в мир пушкинских сказок. Дети читают стих: Слайд 2 У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кощей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. За дверью слышится мяуканье. Ведущий: Мне кажется, кто-то мяукает. Из-за двери появляется кот под музыку. Ведущий: Здравствуйте, как вы сюда попали? Кот: Здравствуйте, мои друзья! Кот ученый – это я. Живу я в сказочной стране. И каждый здесь известен мне. Между прочим, я могу проникнуть куда угодно. Вот моя волшебная книга. Появляется Черномор Книгу вам я не отдам, Прочит ее сам Унесу я во дворец, И запру ее в ларец. Чтобы книгу вам достать, Сказок много надо знать. А дорогу ко дворцу заколдую, заворожу Чтоб дорогу вам узнать Надо сказок много знать Черномор уносит книгу Кот: Что же делать, Как же быть? Книгу нужно нам добыть. Воспитатель: Не расстраивайся кот, ребята помогут вернуть книгу. А дорога к замку Черномора не простая, нас ждут трудные задания. Что ребята поможем коту вернуть книгу? А вот и первое задание: нужно угадать сказку. Инсценировка – разговор девушек и царя Салтана. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря». Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во всё время разговора Он стоял позадь забора; Речь последней по всему Полюбилася ему. «Здравствуй, красная девица, — Говорит он, — будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября. Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой: Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха». Дети отгадывают название сказки и получают букву К Слайд 3 Воспитатель: Молодцы, ребята, а в какую сказку мы попали теперь? Инсценировка «Сказка о мертвой царевне» Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён; Кто в глаза ему смеётся, Кто скорее отвернётся; К красну солнцу наконец Обратился молодец. Царевич обращается к солнцу “Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей”. — “Свет ты мой, - Красно солнце отвечало, - Я царевны не видало. Знать, её в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь её да встретил Или след её заметил”. Тёмной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. Царевич обращается к месяцу “Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей”. — “Братец мой, - Отвечает месяц ясный, - Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала”. — “Как обидно! ” - Королевич отвечал. Ясный месяц продолжал: “Погоди; об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай”. Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: “Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених её”. — “Постой, - Отвечает ветер буйный, - Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста”. Дети отгадывают название сказки и получают букву Н Слайд 4 Воспитатель: Отлично, ребята! Отправляемся дальше, посмотрите, куда мы теперь попали? Инсценировка «Сказка о рыбаке и рыбке» Танец рыбок Раз он в море закинул невод - Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод - Пришёл невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод - Пришёл невод с одною рыбкой, С не простою рыбкой — золотою. Старик поймал золотую рыбку Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: "Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь". Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: "Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе". Дети отгадывают название сказки и получают букву И Слайд 5 Черномор: А дальше дороги нет, только если вы отгадаете все загадки. Воспитатель: Ребята, соглашайтесь без опаски! Вспомним пушкинские сказки, И героев, и названья. Приготовились? Вниманье! 1. Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»? А. «Жили-были дед да баба». Б. «Жил старик со своею старухой». В. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе». Г. В некотором царстве, в некотором государстве. 2. Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»? А. Окна землянки. Б. Тарелки. В. Зеркальце. Г. Корыто. 3. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? А. У трех. Б. У семи. В. У двенадцати. Г. У тридцати трех. 4. Кто заклевал царя в сказке А. С. Пушкина? А. Курочка Ряба. Б. Золотой петушок. В. Жар-птица. Г. Гадкий утенок. 5. Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина? А. Варили. Б. Пряли. В. Шили. Г. Гадали. 6. Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте? А. Княгиней тьмы. Б. Владычицей морской. В. Королевой красоты. Г. Царицей полей. 7. Какая царевна в сказке о царе Салтане А. Царевна- голубь Б. Царевна-лебедь В. Царевна-синица Г. Царевна-павлин 8. Кто в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина помог Елисею найти невесту? А. Ветер. Б. Дождь. В. Солнце. Г. Звезды. 9. Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана? А. Забияки. Б. Буяна. В. Скандалиста. Г. Хулигана. Дети отгадывают название сказки и получают букву Г Воспитатель: А теперь нам нужно отдохнуть давайте все вместе попробуем изобразить сказочных героев: -Изобразите, как старик тянет невод из моря. -Изобразите белку, щелкающую орешки. -Изобразите Гвидона, натягивающего стрелу. -Изобразите Балду, дающего щелчок царю в лоб. -Изобразите, как старуха сердится на старика. Воспитатель: А теперь сами герои встретились нам на пути. Давайте угадаем этих героев: 1. "Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу". 2. Танец белочки. 3. "Ты царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море; Это горе — все не горе. Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом: Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил; Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил. В век тебя я не забуду: Ты найдешь меня повсюду, А теперь ты воротись, Не горюй и спать ложись". 4. «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» 5. Знай, Дадон, что я девица Шемаханская царица Пробираюсь я как тать Весь твой край завоевать Старичок, был путь твой долог Подними узорный полог Хороша ли я девица, Шемаханская царица 6. Ей в приданое дано Было зеркальце одно: Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: "Свет мои, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?" И ей зеркальце в ответ: "Ты, конечно, спору нет: Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее". Дети отгадывают название сказки и получают букву А. Воспитатель: Ребята, смотрите какое слово у нас получилось (Дети читают слово книга). Ну, Черномор мы все твои задания выполнили, верни, пожалуйста, нашу книгу. Черномор: И правда, все задания выполнили и даже сложили и прочитали магическое слово. За это я вам возвращаю книгу (отдает книгу коту). Воспитатель: Вот наше сказочное путешествие подошло к концу. Давайте поблагодарим наших артистов. А еще для вас есть подарки (раздаем раскраски).
|